Posted 2 июля 2009,, 20:00

Published 2 июля 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:36

Updated 8 марта, 07:36

Оранжевые атакуют

Оранжевые атакуют

2 июля 2009, 20:00
Первый летний месяц не принес столичным едокам больших потрясений. Средняя стоимость нашей условной редакционной корзины, в которую входят 23 продукта питания, поднялась ненамного – всего на 0,6%. Это, кстати, совпадает с показателем июньской инфляции, предварительно зафиксированным Росстатом. Все могло быть и лучше, н

Начало овощного сезона не обмануло ожиданий московских покупателей. Второй месяц подряд дешевеют свежие помидоры и огурцы, причем томаты в июне порадовали особенно – минус 21%. В меньшей степени (в пределах 4–7%) снизились цены на репчатый лук, яблоки. А вот заморские бананы и апельсины ввергли столичных едоков в печаль, подорожав соответственно на 10 и 34%. У них сейчас не сезон. А заменить самые доступные фрукты более приличествующими этому времени года абрикосами, черешней, клубникой в рационе небогатых потребителей не получится – цены на них ой как кусаются.

Второй месяц дорожает картофель – за май-июнь он поднялся в цене в среднем на 45%. Это уже серьезный удар по кошелькам. На прилавках в основном новый урожай, но от этого тем, кто вынужден считать каждый рубль, не легче. Сказать им: да что вам картошка, ешьте больше овощей, которые дешевеют, язык не поворачивается. Те же помидоры и огурцы все же заметно дороже. Из прочих продуктов настораживает рост цен на нарезные батоны. В наших торговых точках это тоже происходит два месяца кряду, и общий итог мая-июня (+17%) вряд ли кого-то обрадует. За месяц в среднем на 7% подорожали куры. Обеденное меню из пошедших в ценовой плюс продуктов неприхотливо – кусок курицы с картошкой, ломоть хлеба. И это в тысячный раз подтверждает, что больнее всего потребительская инфляция бьет по тем группам населения, которые не могут питаться деликатесами, потому что не позволяет кошелек.

Хорошие новости тоже есть. На 5–7% подешевели говядина и сливочное масло, на 8%–- популярный сорт пива, на 4% – колбаса «Докторская», на 3% – сыр «Российский». На нуле стояли молоко, сахарный песок и макароны. Давно такого не было, чтобы сразу три продукта в нашей корзине отличались ценовой стабильностью. Словом, месяц был обычным – что-то дорожало, что-то дешевело, компенсируя таким образом итоговую стоимость условного продовольственного набора.

Значительно интереснее по итогам июня было посмотреть, где корзина «НИ» поднималась в цене, а где, наоборот, опускалась. Непонятно, совпадение это или нет, но самый большой сброс (8,4%) был в «Перекрестке». О каком совпадении идет речь, станет понятно, если вспомнить, что премьер Владимир Путин в конце месяца сходил на экскурсию в один из супермаркетов именно этой торговой сети. Коллег поддержал «Седьмой континент», хотя там общая стоимость нашего набора снизилась и не так значительно, но 4,5% за месяц – результат тоже неплохой. Супермаркет «Фили» тоже повел себя по отношению к покупателям довольно благородно (-0,9% с итоговой стоимости корзины «НИ»), но там цены сильно «плясали».

А вот в «Пятерочку» точно пора ехать кому-то из членов правительства. В магазинах этой сети цены, конечно, в целом заметно ниже, чем в торговых точках, не позиционирующих себя в эконом-классе. Но за июнь наш набор подорожал там почти на 5%, а это чувствительно. Отдельная тема – Преображенский рынок. Там продукты обычно более-менее стабильны в ценовом отношении, но если уж что-то дорожает, то торговцы не мелочатся. Например, за месяц апельсины и бананы поднялись на рынке в цене вдвое, морковь – на треть. Понятно, что такие забросы влияют на общую ценовую картину, которую мы каждый месяц рисуем по пяти торговым точкам города. Видимо, на рынке проблема наценок и накруток стоит еще острее, чем в супермаркетах.

Кстати, надеяться, что государство сможет легко сбить непомерно высокие торговые наценки и продукты начнут дешеветь, потребителям не стоит. И дело тут не в стремлении продавцов к сверхприбыли. Вернее, не только в нем. Директор Центра макроэкономических исследований БДО Юникон Елена Матросова, ссылаясь на данные одного из крупнейших российских банков о структуре просрочек кредитов по секторам, рассказала «НИ»: «На первом месте по объему «плохих» кредитов – торговля. Ее кредитный портфель тянет аж на 90 млрд. долларов. До конца года она, скорее всего, не сможет выплатить банкам 30%, то есть 27 млрд. долларов. Вот скажите, что делать в такой ситуации торговым сетям? Власть спрашивает их: почему такие цены высокие? А они ей отвечают вопросом на вопрос: а вы знаете, что все эти современные цивилизованные супермаркеты существуют только потому, что были выстроены в долг, который мы уже сейчас не можем отдать? Снизим цены – и пойдем с молотка. С одной стороны потребительская способность населения падает, с другой – банки требуют свое». Так что, видимо, придется нам, потребителям, и дальше терпеть.



СТОИМОСТЬ ПРОДУКТОВ НА 30 ИЮНЯ 2009 ГОДА

"