Posted 2 июня 2010,, 20:00

Published 2 июня 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 07:08

Updated 8 марта, 07:08

Экзамен не на жизнь, а на смерть

Экзамен не на жизнь, а на смерть

2 июня 2010, 20:00
Два суицида выпускников российских школ произошли только за первую неделю проведения ЕГЭ. Однако эти трагедии не поколебали уверенности чиновников в необходимости единого госэкзамена. Выступая вчера в Госдуме, глава Минобрнауки Андрей Фурсенко посчитал «непорядочным» увязывать самоубийства подростков с результатами про

Вчера на правительственном часе перед депутатами Госдумы выступил глава Министерства образования и науки Андрей Фурсенко. Одной из важных проблем, которую подняли парламентарии, стала череда самоубийств школьников. Около полуночи в среду в Москве из окна дома № 4 по Пулковской улице выпрыгнул выпускник 11-го класса столичной школы № 224 Евгений Голобородько. По одной из версий правоохранительных органов, причиной стала состоявшаяся накануне неудачная сдача ЕГЭ по русскому языку. А неделей раньше в Воронежской области в селе Новая Покровка в гараже родителей повесился 18-летний выпускник местной школы Алексей Шмаков. Областная прокуратура установила, что юноша не выдержал сильного нервного напряжения перед ЕГЭ.

Министр пообещал детально расследовать самоубийство московского школьника. Следственные органы уже начали проверку по этому делу. Но напрямую связывать трагедию с проведением ЕГЭ г-н Фурсенко посчитал «непорядочным даже по формальным признакам», поскольку мальчик не мог знать результаты своего экзамена, которые становятся известны в течение 12 дней после сдачи. «Мы, взрослые люди, не смогли вновь в нужный момент помочь подростку, независимо от того, какие были причины», – уточнил министр и попросил не нагнетать обстановку вокруг сдачи ЕГЭ. По его мнению, психологическая неустойчивость детей от публичных обсуждений только усилится.

Директор Центра исследования проблем воспитания Наталья Синягина замечает, что психология школьника весьма сложна. «Неудача на ЕГЭ может быть одним из вариантов причин суицида, – объясняет «НИ» г-жа Синягина. – На подростка может влиять несчастная любовь, проблемы в семье или со здоровьем. Чтобы сделать вывод, необходимо изучить его социальный образ жизни».

Научный руководитель центра проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский поддерживает коллег. «Экзамен во все времена был колоссальным стрессом независимо от его формы», – говорит «НИ» эксперт. Он объясняет, что сегодня многие родители и учителя в качестве главного инструмента воздействия на ребенка используют его страхи. «Проявляется непрофессионализм педагогов и родительская безграмотность. Ведь они должны объяснять, что на неудаче на экзамене жизнь не заканчивается, это этап, который нужно пройти», – отмечает эксперт. Психолог центра «Мой тренинг» Светлана Крисько считает, что не каждый ребенок способен справиться с давлением со стороны учителей и родителей. «Реакция зависит от нервной системы и самооценки ребенка. Если он подвергался психологическому насилию, у него практически нет самоуважения, неудача на ЕГЭ может стать последней каплей», – говорит «НИ» г-жа Крисько.

Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков уточняет, что цена ЕГЭ сегодня слишком велика. «Ребенок попадает в ситуацию, когда неудачные результаты на экзамене закрывают все возможности для поступления в вуз, – возмущается в беседе с «НИ» эксперт. – Раньше если ты недоволен результатами, то мог выбрать другое отделение или пересдать». Теперь, в случае если выпускник не сдал ЕГЭ по обязательным предметам (русскому языку и математике), он не сможет получить аттестат. Пересдать дадут только двоечные результаты по ним. Низкие баллы по выбранным предметам исправить получится только в следующем году. По словам г-на Комкова, в прошлом году прокуратура Волгоградской области сделала официальное заключение, что ЕГЭ способствует увеличению суицидальных настроений. «В регионе были три попытки самоубийства. К счастью, детей смогли спасти, – уточняет эксперт. – Но это заставляет задуматься».

Согласно свежему социологическому опросу «Левада-центра», за годы существования в нашей стране ЕГЭ мнение россиян о нем существенно испортилось. Если в 2002 году к такой проверке знаний отрицательно относились только 15% опрошенных граждан, то сегодня против нее выступают уже в два раза больше людей. Г-н Комков настаивает, что для исправления ситуации необходимо развести между собой процедуру итоговой аттестации и вступительные экзамены в вузы. «Два в одном – неправильно. Итоговая аттестация призвана проверить уровень умений, знаний и навыков – в отличие от поступления в вуз, где проходит профессиональный отбор», – уверен эксперт. Психолог Светлана Крисько уточняет, что альтернатива ЕГЭ должна быть у детей с серьезными проблемами в обучении, с тяжелым психологическим состоянием, с чувствительной нервной системой: «Раньше учителя подходили к ним индивидуально, могли, в крайнем случае, поставить «натянутую» тройку. Теперь это невозможно». По прогнозам психолога, количество самоубийств среди школьников может возрасти.

"