Posted 2 мая 2006,, 20:00

Published 2 мая 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:05

Updated 8 марта, 09:05

Джон Малкович – полковник НКВД

Джон Малкович – полковник НКВД

2 мая 2006, 20:00
Фильм «По этапу» (In Transit), съемки которого велись в марте в городе Пушкине, под Санкт-Петербургом, смешанной русско-американо-германо-англо-литовской группой, являет собой пример проекта очень редкого, если не уникального, для нашего кино.

Сценарий, написанный российской сценаристкой Натальей Портновой, основан на реальной истории, случившейся сразу после войны, ровно шестьдесят лет назад, именно в этом месте.

Ставит картину английский документалист Том Робертс, для которого это первый опыт работы в игровом кино. У него была прекрасная возможность изучить нашу историю. В 1998 году он снял телевизионную ленту «Поезд смерти», по мотивам произведений Василия Гроссмана, Варлама Шаламова, Александра Солженицына.

Над изобразительной стороной картины «По этапу» работают питерские мастера: оператор-постановщик Сергей Астахов («Брат», «Брат-2», «Война») и художник-постановщик Владимир Светозаров («Мастер и Маргарита»).

Актерский состав интернационален и состоит сплошь из звезд: начиная с американца Джона Малковича, немца Томаса Кречмана, наших Ингеборги Дапкунайте и Евгения Миронова и кончая молодыми звездами Верой Фармигой («Беги без оглядки»), Натали Пресс («Лето моей любви») и Даниэлем Брюлем («Гуд бай, Ленин!»).

История, рассказанная в фильме – о том, как зимой 1946 года в женский пересыльный лагерь по ошибке направили немецких военнопленных, – достаточно локальна, но она в то же время и универсальна.

В ней говорится о бесчеловечности любого тоталитарного режима. В лагере лицом к лицу сталкиваются заклятые враги: немецкие солдаты и русские женщины. Русские женщины – это охранницы женского пересыльного лагеря для политзаключенных, верные служительницы сталинского режима, которые повсюду видят «врагов народа». Одновременно, это люди, которые пережили блокаду и настрадались во время войны, потеряв на фронте своих близких, и когда перед ними предстают те, кто их убивал, ими руководит желание отомстить. Они разные – от злобной, беспощадной Веры (эта роль досталась нежной, утонченной Ингеборге Дапкунайте) до милой, юной Зины (Натали Пресс), встретившей здесь свою первую любовь, такого же юного немецкого солдата, простого фермера (Патрик Кеннеди). До сильной и честной докторши Наташи, которая пытается помочь своему контуженному мужу – единственному охраннику-мужчине в лагере (Евгений Миронов). Немецкие солдаты – это и бывший профессор университета из Гамбурга Макс (Томас Кречман), который чувствует ответственность и стыд за то, что натворил гитлеровский режим, и который не хочет сам себе признаться в том, что любит Наташу, и его лучший ученик Клаус, ставший нацистом, военным преступником (Даниэль Брюл).

Здесь, наконец, живое олицетворение антигуманности и цинизма тоталитарщины – полковник НКВД Павлов, который приезжает время от времени в лагерь, чтобы навести там порядок: расставить стукачей, убрать нелояльных, навести страх, съедающий душу. В этой роли – блестящий актер Джон Малкович. Каких только патологических негодяев, изощренных преступников, утонченных циников, жестокосердных обольстителей не доводилось играть одному из талантливых и умных американских актеров! Это и интриган Вальмон («Опасные связи»), и порочный аристократ («Обретенное время»), и безумный офицер («Сердце тьмы»), и отвратительный маньяк-убийца («Мэри Рейли»). Его лысый товарищ Павлов в овчинном тулупе, перепоясанный кожаным ремнем, в фуражке офицера госбезопасности, сжигаем жаждой власти, жизнь человеческая для него ничто, ему что немцы, что свои, все одно, лишь бы утолить свои садистские наклонности. Малкович, для которого, как он говорит, очень важным было участие в проекте Ингеборги Дапкунайте, с которой он уже работал и давно дружит, основательно подготовился к этой роли, перечитав массу книг о войне.

Главная идея, которая вдохновила режиссера Тома Робертса, по его словам, – рассказать о силе человеческого духа. Рассказать о том, как в этом горе, на этом пепелище расцветает любовь, пробуждаются живые человеческие чувства.

Джон Гейвин Малкович. Родился 9 декабря 1953 года. Супруга – Николетта Пейран, ассистент режиссера. В 1990 году родилась дочь, в 1992-м – сын.

Нынешний год для Джона Гейвина Малковича в каком-то смысле – юбилейный: 30 лет назад он основал в Чикаго труппу Steppenwolf Theater Company (1976). А его кинодеятельности исполнилось 25 лет – дебютный фильм «Слово чести» вышел на экраны в 1981 году. В фильмографии артиста уже 64 роли, из них 6 – в работе. За эти годы он заслужил не только 70-е место среди ста сексуальных мужчин мира (1995), но и многочисленные призы и, главное, зрительское признание.

Статуэтки «Оскара» пока нет, но были две номинации: «Место в сердце» (1984), «На линии огня» (1993).

А русскому мату артиста учила Ингеборга Дапкунайте…

"