Posted 3 марта 2018, 18:48

Published 3 марта 2018, 18:48

Modified 7 марта, 16:53

Updated 7 марта, 16:53

Всем миром против свалки. Как жители одного села выгнали мусорных "инвесторов"

3 марта 2018, 18:48
На фоне массовых протестов жителей Подмосковья против свалок и мусоросжигательных заводов пришла интересная новость из Владимирской области: там удалось отбиться от мутных "инвесторов", которые втайне от всех хотели построить крупнейший мусорный полигон.

Киржачский район области находится на границе с Московской областью, примыкая к ней свостока и краешком - с северо-востока. Сельское поселение Филипповское расположено на площади 300 квадратных километров, в него входит не только село, но и десять деревень, а так же 80 садоводческих товариществ, принадлежащих преимущественно москвичам. Местного населения там 2700 человек, в сезон количество проживающих раз в пять больше. Природа в районе хорошая, типично среднерусская, с лесами, болотами, лугами и озёрами, здесь немало грибов и ягод, чистейшая вода из подземных источников, здоровый воздух, давно забытый горожанами.«В таких местах, самой природой созданных для спасения людей, надо сооружать бронхо-легочные санатории или пансионаты для лечения сердечно-сосудистой системы, - считает москвичка Ольга Шашкова, - а они собрались строить помойку, чтобы истребить все живое вокруг».

К слову, В 12 км от Филипповского уже есть один полигон ТБО, который загадил местность до такой степени, что и жители, и дачники побросали свои дома. Летом прошлого года стало известно, что мусор подбирается и к Киржачу. «Известно» - громко сказано. Никакой официальной информации не было. Затевая «черное дело» против природы, власти, как правило, либо помалкивают до последнего, либо напропалую врут, оправдывая свои инициативы интересами государства.

Команда Владимирского губернатора Светланы Орловой, известной,между прочим, защитницы природы, если судить по количеству ее присутствий на экологических форумах, ничего нового не изобрела: в ответ на все вопросы растревоженного населения чиновники молчали как партизаны, что не снимало подозрений, а лишь усиливало их. Масла в огонь подливали утвержденные администрацией в 2016 году территориальные схемы обращения с отходами. Согласно этому документу, ни району, ни даже Владимирской области ещё один мусорный полигон не нужен. Возник вопрос, а кому тогда нужно предприятие стоимостью 1,2 млрд. рублей и способное перерабатывать до 150 тысяч тонн отходов в год?

Слухи ходили такие: администрация области дала согласие на строительство полигона в Киржачском районе под «московскую реновацию». Площадь в 1200 гектаров (это в 20 раз больше самой мощной Балашихинской свалки, от которой благодаря Путину только-только избавилось Подмосковье) –подходящее место для кладбища сносимых пятиэтажек и миллионов тонн отходов, которые неминуемо прибудут сюда вместе с арматурой и бетоном. На запрос депутата Госдумы Ревенко в московскую мэрию: так ли это, Сергей Собянин категорически ответил «нет». Следом открестилась «от реновации» и Владимирская администрация. А чьи тогда здесь капиталы, интересы и выгоды? Для какой цели рубят лес и расчищают площадку? Люди хотели знать, что их ждет, и имели на это право.

19 августа жители района и московские дачники из местных СНТ вышли на сход. Тысяча человек! Такой массовости в этих местах не наблюдалось и по большим праздникам. Отдувался перед людьми глава сельского поселения Олег Иванов. Из высшего чиновничества на мероприятие никто не явился. СМИ растиражировали заявление зам. губернатора Лидии Смолиной: «Мы свою позицию объяснять будем, но не будем выходить к жителям, потому что это не наши жители, это жители города Москвы».

Отчасти позиция понятна: своей «деревне» можно навешать любой лапши на уши, со «столицей» такой номер не проходит. Инициативная группа москвичей практически уже выяснила, что решение о строительстве здесь полигона принималось комиссией по обращению с отходами, которую эта самая Смолина и возглавляет.Нежелание объясняться лишь подтвердило подозрения, что местным властям есть что скрывать.

- Мало того, что изворачиваются и темнят, так еще и врагами нас объявили, - высказал возмущение в разговоре с «Новым Известиям» московский активист Юрий Николаевич, дачник с 50-летним стажем, очень задетый заявлениями владимирских хозяев, что москвичи на их земле – никто и права голоса у них нет.

- Мой отец и дед собственными руками восстанавливали храм Николая Чудотворца и святой источник на его территории. Мои сыновья вместе со мной десятки лет облагораживают местные леса и берега рек. Мои внуки сажают новые деревья. Костьми лягу, но не дам все это порушить! Чиновники хотят войны? Они ее получат.- говорит Юрий Николаевич.

Сход и в самом деле едва не закончился боевыми действиями. Звучали предложения перекрыть трассу и остановить движение транспорта до тех пор, пока не получат от властей достоверную информацию. Тот минимум, что озвучил людям сельский глава Иванов, напустил тумана еще больше, чем «молчание ягнят», спрятавшихся за его спиной. Есть предложение, говорил он,построить современный мусорный завод. Кто предлагает? «Ну очень серьезные люди изсписка Forbes». Кому продана земля? «Ну так это, своим, владимирским». Где экспертиза,подтверждающая, что опасное производство не нанесет вреда почвам и рекам? «Ну не знаю, у них японская технология, безвредная, завод поставят за километр от населенных пунктов».

И так – по всем пунктам.

Репортаж со схода, который вела «Владимирская газета», мог бы сойти за анекдот, если бы разыгрываемая представителем власти комедия не касалась десятков тысяч жителей Владимирской области и Подмосковья. Люди всерьез опасаются, что им втемную – без документации, без экспертиз, на одном только честном слове каких-то неизвестных инвесторов впаривают обычную грязную свалку без всякой экологической защиты окрестного населения и земель. Тревогу на сходе высказали и жители Фряново, чей город всего в двух километрах от будущего завода, волновались в подмосковной Черноголовке, весь бизнес которой построен на чистых артезианских водах, поступающих из Владимира. В конце концов, и своя «деревня» заявила о нежелании соседствовать с помойкой, приведя аргументы, которые, похоже, и в голову не пришли областным властям.

«Предполагаемый полигон находится в зоне сбора реки Шерна, - рассказывал житель села Аленино, гидрогеолог Олег Серебряков. - Тут совершенно уникальная почвенная обстановка: если в других местах в основном преобладают верхнеюрские темные глины, то здесьпески. Это означает, что вся отрава пойдет в подземные воды,которые движутся по направлению от полигона к Шерне. Через 57 лет вся вода будет заражена. Все деревни Филипповского поселения получают воду из артезианских скважин, которыми нельзя будет пользоваться. Жить в данной местности будет невозможно».

Весь фокус, похоже, в том, что затейники мусорной аферы жить тут и не собирались. Олег Иванов, прикидывавшийся простачком и призывавший народ «ничего не бояться, потому что«это всего лишь планы», как выяснила все та же «Владимирская газета», еще в конце 2016 года продал под строительство завода 1200 гектаров земли, принадлежащей сельскому поселению.Кадастровая стоимость участка была специально занижена почти в четыре раза - с 4 млрд. до 1,1 миллиарда рублей. Реально участок продан за 2,5% от кадастра, что составило всего 27 миллионов рублей. Жители Филипповского подали на главу в суд.

Инициативная группа дачников предприняла собственное расследование и нарыла немало интересного о выгодоприобретателях сделки. Инвестором, почти даром прикупившим золотую землю в Филипповском, оказалось некое ООО «Экотехстрой Владимир» с уставным капиталом 10 000 рублей. Согласно даннымСПАРК-Интерфакса“, ООО зарегистрировано в марте 2017 года. Совладельцами кампании выступают ООО «Сантар» (ключевой инвестор «филипповского объекта»), входящий в империю Уральской горно-металлургической кампании Искандара Махмудова и Андрея Бокарева (первый в рейтинге Forbes с состоянием 6,5млрд. долларов занимает 19-ое место, второй с 1,7 млрд. – 52-е) и «Рикко инвест» (принадлежит«Мосметрострою»).

Какая судьба связала олигархов с Владимирской областью, настолько бедной, что у нее даже своего мусора нет, нужен завоз со стороны? У судьбы есть имя – Лидия Смолина, зам. губернатора. Детали мусорного проекта и объем инвестиций заинтересованные стороны обсудили еще марте 2017 г. Инвестпроект «инновационного комплекса» был утвержден на комиссии в июне, в окончательном варианте согласован в сентябре 2017-го, в разгар митингов и гневных петиций президенту. Но по документам как раз был полный порядок - в комиссии по обращению с отходами, которую возглавляет Смолина подшиты результаты предпроектных инженерно-геологических и инженерно-геодезических изысканий.Теперь, похоже, ищут экспертов, согласных все это подписать.

- Сведения добывали по крупицам,- рассказала активистка «Общественно-экологической экспертизы» Ольга, обыкновенная девушка, вынужденная стать деревенским детективом. – Вот так живешь себе и живешь, веришь, что ты под защитой, начальство для тебя старается, а потом – раз! Надевают тебе помойку на голову и выясняется, что ты совершенно беззащитен перед их коварством. И не отбиться, пока ты не поймешь, кто и зачем все это замутил. Самое обидное, что без москвичей мы бы не справились. Тут все друг дружку покрывают и слова боятся сказать против коррупции.

Экологический скандал, по мнению Ольги, давно уже приобрел «совсем другие оттенки и ароматы». Жители и владельцы дач в Киржачском районе предприняли целый ряд шагов, чтобы об их проблеме заговорили не только на местном, но и на федеральном уровне. Петицию против строительства мусорного полигона подписали почти 20 тысяч человек. Последнее послание в администрацию президента с требованием прекратить строительство мусорного завода содержит 372 страницына треть больше, чем весь Уголовный Кодекс РФ.

Затюканная активистами Смолина уже не знает, как отбиться: «Пишут и пишут, куда только ты хочешь, - пожаловалась она в разговоре с жителями района. Проект экспериментальной площадки в Филипповском, который был принят администрацией, по ее словам, пока лишь намерения инвесторов, которые они хотят реализовать на частном земельном участке. И тут же не удержалась от противоречий:

– «Никто выдачу разрешений ни настроительство, ни на другие виды деятельности не выдавал. И не давал только потому,что никто к нам за ними не обращался».

Трехтысячный митинг в Черноголовке в конце февраля был ответом на эти чиновничьи метания. Надо сказать, что губернатор Светлана Орлова так и не ответила людям, что же на самом деле происходит в ее вотчине и зачем она пригревает на родной земле чужую помойку.

Не помог даже крестный ход с молебном против строительства полигона, хотя несколько тысяч человек просили небеса вразумить губернатора и вернуть им прежнюю спокойную жизнь без олигархов и помоек. Но откликнулись, как ни странно, снизу.Первого марта, на очередном сходе в Филипповском сопредседатель регионального штаба ОНФ Сергей Кравченко под видео заявил собравшимся:

«Москва все знает. Работают и спецслужбы. И вся эта информация в компетентных органах есть. И в Москве есть понимание, что здесь были планы использовать серые схемы. Здесь планировалось сделать полигон с реновацией и московским мусором. Этот инвестор, у него нет ни сил, ни настроения делать здесь что-то серьезное».

Один инвестор, как вы уже знаете, ретировался из Владимирской области, не выдержав «чувствительного отношения» жителей. Ну вот, а болтают, будто у нас нет гражданского общества. Еще как есть!

В соцсетях, семь месяцев поднимавших народ на борьбу против помойки, буря ликования. И совсем не в масть чей-то одинокий голос: «Чиновники залегли на дно. Нельзя расслабляться.Кто сейчас бежит с флагом ''Мы победили ! ", либо наивный, либо провокатор».

Расслабляться и в самом деле рановато. Из двух инвесторов дрогнул только один, что на уме у второго - неизвестно. 1200 гектаров земли Лесного фонда, которыми владело сельское поселение, ушли в чужие руки и назад пока не вернулись. Из всех владимирских чиновников,причастных к скандальному проекту, поплатился должностью лишь глава сельского поселения Иванов, и, возможно, накажут главу района Горина, спохватившегося разоблачать мусорную аферу, когда о ней уже и так было все известно. Вышестоящие начальники переобулись на ходу и,того гляди, сами возглавят мусорный протест, растолкав «детей лейтенанта Шмидта», как еще вчера они величали москвичей, выступивших единым фронтом с местными жителями против строительства крупнейшего в стране полигона.

Подпишитесь