Posted 2 марта 2006,, 21:00

Published 2 марта 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 09:14

Updated 8 марта, 09:14

Не их праздник

2 марта 2006, 21:00
Уже несколько лет в канун Международного женского дня представители РПЦ высказываются против того, чтобы верующие отмечали его вместе со всем народом. Звучат и призывы установить «православный женский день».

Настоятель Богоявленского собора в Казани протоиерей Олег Соколов готовит обращение в Государственную думу, предлагая взамен 8 марта внести в список государственных праздников «День Женщин, Весны и Любви» и отмечать его 1 марта. Свою законодательную инициативу отец Олег объясняет тем, что «женский день, отмечаемый 8 марта, был учрежден в начале XX века Розой Люксембург и Кларой Цеткин как день солидарности трудящихся женщин в борьбе за экономические и политические права. Это политический праздник, и поэтому пусть 8 марта останется как этап в нашей политической истории».

Надо полагать, отца Олега вдохновило на обращение в Думу то, что в прошлом году депутаты проголосовали за упразднение 7 ноября и замену этого «красного дня календаря» на 4 ноября. Напомним, что идея такой перелицовки календаря исходила от Московской патриархии.

Вообще представители РПЦ до недавнего времени смотрели на гражданские праздники сквозь пальцы: православный люд живет по собственному календарю. В нем каждый день – праздник: с молитвой вспоминаются те или иные евангельские события и святые подвижники. Но сегодня «наезды» на чужие праздники стали для духовенства делом обычным. Так, в противовес все более популярному среди школьников и студентов дню св. Валентина патриархия учредила День православной молодежи. «Раскручиваются» и церковные воинские праздники – 6 мая и 8 ноября (дни памяти святых великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского).

Что касается 8 марта, то до отца Олега Соколова на эту тему высказывались многие его собратья. К примеру, секретарь Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата протоиерей Михаил Дудко предложил православным отмечать женский день постфактум, после Пасхи, поскольку 8 марта практически всегда выпадает на период Великого поста. Отец Михаил добавил: «Тем более, тогда за женщин уже можно будет и бокал поднять». Непосредственный же начальник отца Михаила, глава ОВЦС, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) заявил, что «в свете христианского учения о человеке праздники по половому признаку – нонсенс». С другой стороны, резонно заметил митрополит, «это никакой не день международной солидарности. Я против отмены праздника 8 Марта – я за то, чтобы наполнить его реальным содержанием».

С последним утверждением не поспоришь. Вопрос, каким должно быть это содержание. И главное, захотят ли россияне и россиянки променять на него то, что каждый год 8 марта имеют. Каждый – в меру своего понимания самого слова «праздник».

"