Posted 2 марта 2006,, 21:00

Published 2 марта 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 09:17

Updated 8 марта, 09:17

Новое французское кино: сердце бьется ровно

Новое французское кино: сердце бьется ровно

2 марта 2006, 21:00
«8-е рандеву с французским кино», традиционно устраиваемое организацией Unifrance, ответственной за продвижение в мир кинематографа страны Вольтера и Депардье, подтвердило, что его сердце бьется на зависть ровно. В отличие от героя, возможно, самой любопытной французской картины последнего времени, премьера которой сос

Ценная Белуччи

Классик крутого абсурдизма Бертран Блие снял самый удачный свой фильм за долгие годы – «Сколько ты стоишь?» (Combien tu m’aimes?). Такой вопрос задает главный герой, не очень аппетитный лысоватый мужчина, шикарной проститутке с внешностью Моники Белуччи, предлагая ей счастливую совместную жизнь. За солидное вознаграждение. Героиня – шлюха не только по профессии, но и, так сказать, по состоянию души. «Иногда хорошие девушки оказываются шлюхами, а шлюхи – хорошими девушками» – в этой ее реплике заключен парадоксальный пафос картины, являющей собой по-французски ироничный и язвительный комментарий на тему любви и брака.

Не стреляйте в пианиста

Один из лучших современных французских кинорежиссеров, Жак Одиар («Читай по губам»), снял новую картину под названием «Мое сердце биться перестало». Это виртуозный, как пальцы пианиста, «черный фильм» по мотивам другой ленты, называвшейся как раз «Пальцы». Снял ее в 1978 году американец Джеймс Тобак, а главную роль – пианиста, ведущего криминальный образ жизни, сыграл Харви Кайтель. У Одиара герой-вышибала (Ромен Дюри) только развивает природные музыкальные задатки вместе с прелестной китайской наставницей. Та ни слова не понимает по-французски. И это лишь добавляет ей обаяния. Герой не может не влюбиться в эту загадочную особу, а мы не в силах сопротивляться неотразимости этого живого, вибрирующего, жестокого и нежного фильма.

Играем в Олтмана

Некогда любимые нашим народом французские комедии потеряли неотразимость бренда. Даже Даниэль Томпсон, знаменитая сценаристка едва ли не всех комедий Жерара Ури, постановщица фильма Jet Lag (комедии с Жюльетт Бинош и Жаном Рено, носившей в нашем прокате идиотское название «История любви») сняла порядком вымученное повествование под названием «Места в партере» (Fauteuils d’orchestre). Его показали на открытии «рандеву». Герои – выдающийся пианист (Альбер Дюпонтель) в кризисе, незадачливая актриса (Валери Лемерсье) в поиске, начинающая официантка (Сесиль де Франс) в ожидании счастья...

Персонажей в этой попытке лирического эпоса с размахом, достойным мастера многофигурных композиций Роберта Олтмана, не одна дюжина, но самый интересный из них – Париж, мимо главных достопримечательностей которого шныряет с рюкзачком на плечах приехавшая его покорять легкомысленная официантка. Елисейские поля, Эйфелева башня... Притягательность этих «брендов» по-прежнему неоспорима.

Абсурд крепчал

Французский юмор, впрочем, не выветрился. Хотя и заметно потяжелел. Автор фильма «Гарри, который желает вам добра» Доминик Молл снял черную комедию «Лемминг» (Lemming) об идеальной молодой семейной паре, чей распад начинается с... засорившейся раковины. Причина засора – застрявшая в трубе тушка мелкого грызуна, наподобие хомяка или крысы (он и подарил название картине). Дохлое животное оживает и становится метафорой проблем, в конце концов сокрушающих благополучие молодой семьи и даже ее психическую вменяемость. Начальная, комедийная часть картины, в которой снялись дочь знаменитого шансонье Сержа Гензбура – Шарлотта и ее тезка, великолепная Шарлотта Рэмплинг, намного лучше ее продолжения в духе юмористического саспенса Хичкока. Что и понятно: фигуры, равной Хичкоку, во французском кино не было, а комедийная традиция по-прежнему плодоносит.

"