Posted 2 марта 2005,, 21:00

Published 2 марта 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:33

Updated 8 марта, 09:33

«Зачем нам два Шолохова?»

«Зачем нам два Шолохова?»

2 марта 2005, 21:00
В минувший вторник в столице собралась на очередное заседание московская комиссия по монументальному искусству. Быстро разобравшись со скандальным проектом памятника мэру Юрию Лужкову (его даже не рассматривали как провокационный), члены комиссии принялись обсуждать один из самых больных столичных вопросов: установку м

Вообще-то памятник Шолохову на Гоголевском бульваре хотели установить еще в 80-е годы, но что-то сорвалось, и проект, как думали тогда, был похоронен. Однако сейчас он снова всплыл на поверхность. Двадцать лет назад конкурс на увековечивание памяти Шолохова выиграл Иулиан Рукавишников – отец нынешнего известного скульптора Александра Рукавишникова. А сейчас его сын доделал отцовское произведение и выиграл с ним нынешний конкурс.

Причем вопрос об установке памятника решался на государственном уровне, позже решение Министерства культуры одобрили и городские власти, теперь же его принесли на утверждение комиссии по монументальному искусству. Зная свободомыслие членов комиссии, представитель городского комитета культуры Александр Лазарев еще до начала обсуждения начал их увещевать: «Мы заинтересованы в том, чтобы выйти на цивилизованный уровень отношений между городом и комиссией. Мы можем попасть в щекотливое положение, если получится так, что сам Владимир Владимирович принял решение, а мы его отклонили».

Однако архитекторы и искусствоведы нисколько не смутились возможной оппозицией. «Вот нам тут только что говорили, как хорошо быть благоразумными. И что же получается – что мы как здравомыслящие москвичи должны санкционировать появление второго памятника Шолохову? Да это же абсурд!», –возмущались некоторые из них.

Дело в том, что памятник Михаилу Шолохову уже есть. Его торжественно открыли в 2001 году на пересечении Волгоградского проспекта и Волжского бульвара. Однако, как утверждают члены комиссии, этот монумент появился без их ведома, то есть самовольно. Памятник был установлен местной префектурой без согласований. Представители московского правительства в свое время тоже повозмущались, но демонтировать Шолохова не стали. Как говорит Александр Лазарев, «снять памятник, который уже стоит, да еще и в преддверии юбилея, – это такой инцидент!»

Однако члены комиссии – люди, далекие от компромиссов. Они призывают установить «рукавишниковского» Шолохова вместо «незаконного». Тем более что тот вызывает у них только негативные эмоции. При обсуждении его художественных достоинств даже вспомнили, что «его уж и елочками пытались засадить, чтобы не видно было уродство это, и во двор хотели двигать».

Однако на Гоголевском бульваре, по мнению членов комиссии, памятнику писателю вообще не место. «Шолохов – это новая Москва. И загонять его к дому, где жил Тургенев, – это абсурд», –выразилась кандидат искусствоведения, доктор исторических наук Нина Молева. К тому же проект установки монумента не рассматривало Главное управление охраны памятников, тогда как на Гоголевском бульваре ничего нельзя устанавливать без согласования с этим учреждением. В итоге члены комиссии решили сам факт установки памятника Михаилу Шолохову в Москве одобрить, но рекомендовать подыскать для него другое место. Однако прислушаются ли власти к их рекомендации, неизвестно. Ведь уже было так, что члены комиссии выступали против установки каких-либо памятников, но через некоторое время те все же появлялись на улицах Москвы.




Письмо президенту...
Я памятник всему воздвиг

"