Posted 3 февраля 2022, 08:53
Published 3 февраля 2022, 08:53
Modified 7 марта 2024, 12:40
Updated 7 марта 2024, 12:40
Ирина Мишина
Соцсети заполнили фото поликлиник, ко входу в которые стоят длинные очереди на улице. Чтобы открыть или закрыть больничный, пациенты с признаками ОРВИ или штамма «Омикрон» вынуждены ждать приема врача по нескольку часов, а иногда и дней. Если в предыдущие волны коронавируса при малейших симптомах ковида нас призывали оставаться дома и сразу обращаться к врачу, сейчас все иначе. Людям предлагают не вызывать врача и не приходить на прием, а самоизолироваться и соблюдать общие рекомендации по лечению Covid-19. Больничный лист - дистанционно. Что из этого вышло?
Екатеринбург. По сообщениям местных СМИ сотни горожан каждый день по нескольку часов ждут приема в кабинетах неотложной помощи поликлиник. У большинства из них — температура, кашель и другие симптомы ОРВИ. На улице -12 °С, а в здании ждут приема у врача еще несколько десятков температурящих и кашляющих пациентов. Сюда приходят, чтобы не получить прогул на работе те, кто не смог дозвониться до поликлиники или открыть электронный больничный.
Петербург. Как сообщает «Фонтанка.ру», очереди в поликлиниках Петербурга выходят за пределы самих поликлиник. На подходе к ним - вереницы пациентов с температурой и симптомами коронавируса растягиваются на десятки метров. Внутри — давка вместо социальной дистанции. Петербуржцы с симптомами COVID-19 тысячами переходят на постельный режим, но как следует отлежаться им мешают новые правила. Теперь врач на дом к взрослым пациентам приходит только если у тех в течение недели не спадает температура 38 градусов. В других случаях надо самому отправляться в поликлинику.
Нижний Новгород. По сообщению местных СМИ нижегородцы массово жалуются на недоступность вызова участкового врача или скорой помощи. При этом поликлиники Нижегородской области переведены в усиленный режим работы: с 6:30 до 23:00. Нижегородцам, переносящим болезнь без симптомов или с незначительными признаками, начали оказывать дистанционную медпомощь.
Сочи. Елена Авсецына в Facebook пишет: «Два часа в регистратуре в очереди и четыре у кабинета врача ( Сочи, поликлиника, район Абрикосовой). Один медрегистратор и то больной! К терапевту 60 - 65 человек за полдня».
Карелия. Жители республики рассказывают, что больные с температурой в ожидании теста вынуждены проводить в очередях по несколько часов. Их обращения заполнили республиканский Минздрав. Там приняли решение об увеличении «красных зон» в поликлиниках, сообщают региональные СМИ.
В Ярославле более 150 человек были вынуждены несколько часов провести на улице, чтобы сдать ПЦР-тест. Вперемешку стояли заболевшие коронавирусом и здоровые. При этом жители Ярославля уже не раз жаловались, что в поликлиниках пациенты с подозрением на коронавирус находятся в одних очередях с пациентами с не заразными заболеваниями.
Из Москвы поступают противоречивые отклики.
Дмитрий Козлов : «В воскресенье я схватил омикрон. В понедельник и вторник температура 38.5, звоню 112. Отвечает робот… все бестолку… сегодня пришлось самому идти в поликлинику за больничным. Выписали. Правда номер так и не прислали. ПЦР тест тоже взяли. Положительный. Лекарства выдали. Что не выдали, купили. До 15 февраля на больничном. Позвонят, и если все хорошо, закроют больничный дистанционно».
Геннадий Михайлов : «Так сейчас же электронно можно больничный получить, я написал в Госуслугах, и мне его открыли, в поликлинику не ходил. Завтра закрыть должны и тоже по телефону».
Наталья Саляхова : «Кто-нибудь уже закрывал/продлевал «ковидный» больничный по телефону? Мне сегодня (в контрольный день) НЕ позвонили, как обещали в смс от EMIAS. В послании было велено сидеть и ждать звонка врача, в поликлинику самой ни ногой. Итог: без пяти восемь вечера - обещанного звонка так и нет»
Пользователи в соцсетях приводят ссылку на сервис системы EMИAC , при помощи которой можно дистанционно пройти первичную консультацию и даже выписать больничный. Там, в частности, говорится: « Сервис предназначен для получения первичной консультации с врачом и первичного открытия больничного для пациентов с симптомами ОРВИ. Продление или закрытие больничного производится дистанционно без посещения поликлиники. С пациентом в режиме аудиоконсультаций связывается врач и дистанционно закрывает или продлевает больничный. Если у Вас подтвержден коронавирус - заполнять заявку на сервисе не нужно. При положительном результате ПЦР-теста, если он был сдан в Москве, врач свяжется с пациентом инициативно и в зависимости от состояния пациента - дистанционно откроет больничный, или оформит вызов на дом и откроет больничный во время визита. Если же Вы хотите сдать ПЦР или получить очную консультацию, обратитесь к дежурному врачу поликлиники. В случае положительного результата ПЦР Вам будет открыт больничный по коронавирусу на 14 дней».
Все просто и ясно. Но откуда тогда очереди в московских поликлиниках?
Главная проблема - с тестами на коронавирус. Был придуман отличный алгоритм для врачей и пациентов : помогать на дому только самым тяжёлым. Где именно была допущена ошибка? Пациенты жалуются, что одна из причин столпотворений заключается в долгой сортировке. Сначала в поликлинике сдают тесты на ковид, и только после этого пациенту ставят предварительный диагноз, а потом, вне зависимости от того, коронавирус это или нет, всех отправляют в один кабинет. На приём одного пациента и заполнение бумаг в итоге уходит около получаса. Когда больных сотни, все это умножает масштаб бедствия.
Мы обратились в департамент здравоохранения Москвы с просьбой прокомментировать сложившуюся ситуацию. Там опровергли факт московских очередей:
«Информация о больших очередях пациентов с ОРВИ в московских поликлиниках не соответствует действительности. Были единичные случаи возникновения очередей несколько дней назад, связанные с одномоментным обращением большого числа пациентов с признаками ОРВИ. Данные ситуации были урегулированы в кратчайшие сроки. Сегодня в поликлиниках значительно увеличено количество дежурных врачей. Они работают с 8 до 20 часов, без выходных. Во всех поликлиниках города Москвы организован отдельный вход для людей с симптомами вирусной инфекции для разделения потоков пациентов, на всех этажах здания есть система навигации и указатели на соблюдение социальной дистанции».
Также нам сообщили:
«Прийти на прием без предварительной записи к дежурному врачу можно в любую поликлинику независимо от наличия или отсутствия прикрепления… Что касается процесса получения и закрытия больничного листа, сообщаем, что с 28 января при симптомах ОРВИ москвичи старше 18 лет смогут без посещения поликлиники дистанционно открыть больничный. Для этого необходимо отправить заявку с помощью электронной формы на портале mos.ru, после чего с пациентом свяжется врач. Он проведет консультацию, оформит электронный рецепт на лекарства и автоматически откроет больничный по ОРВИ на семь дней. Закрытие больничного также будет происходить дистанционно после уточнения самочувствия пациента на аудиоконсультации. Если по состоянию здоровья пациенту требуется продолжить лечение, то больничный так же автоматически будет продляться. Приходить в поликлинику для получения больничного не потребуется. Он будет доступен в электронной медкарте и автоматически направлен работодателю».
Возникает вопрос о сдаче ПЦР. В поликлиниках, чтобы сдать тест, нередко приходится отстоять немалую очередь. В частных лабораториях такой анализ стоит около 2 500 рублей, если нужно срочно – цена возрастает вдвое… Можно сдать экспресс-тест и в некоторых ТЦ, но и там очереди тянутся на десятки метров и о социальной дистанции нет и речи. Да и доверие экспресс-тестам невелико. Делясь личным опытом, могу сказать: в моем случае все экспресс-тесты показывали отрицательный результат, даже когда сатурация упала до 85-и и поражение легких превысило 60%. И только полноценный ПЦР в стационаре показал положительный результат, но было уже поздно…
Почему такая беда с ПЦР, никто объяснить не берется. Но, думается, и тут можно было все предусмотреть заранее. Вопрос и в электронных сервисах, ведь скорость и качество интернета в России не везде одинаковы, да и охват интернетом страны далеко не полный. Так что с электронной записью и электронным больничным все нормально, вероятно, в Москве, Петербурге и еще нескольких крупных городах, а вот в глубинке люди вынуждены часами простаивать в очередях в поликлинику. Ну и если говорить о старшем поколении, то владеют компьютерами далеко не все. Да что там – редкий пенсионер просто имеет гаджет.
Где же сбой в нашем первичном звене и как его ликвидировать? С таким вопросом мы обратились к доктору медицинских наук, ректору Высшей школы организации и управления здравоохранением Гузель Улумбековой.
«Первичное звено снова не справляется.
Еще до пандемии в России в первичном звене был полуторакратный дефицит врачей, а фельдшеров на селе – двукратный. Плюс ко всему сами врачи болеют, как и все остальные. Сейчас болеет, как минимум, треть врачей. Вопрос с консультациями по телефону или с помощью видеосвязи может быть решен в Москве, в Петербурге, в крупных городах, где есть доступные кадры. Но в большинстве регионов сегодня это невозможно.
Чтобы исправить ситуацию, есть одно из решений, которое используют, например, в Финляндии, в Англии, в Китае. Пациент сам заходит на сайт или скачивает приложение, где отвечает на вопросы чек-листа. В зависимости от ответов, система распределяет их на 3 группы. Первая – «зеленые» - это те пациенты, которые могут оставаться дома, поскольку угрозы их здоровью нет. Вторая группа – так называемая «желтая». К ней относятся пациенты, которых система соединяет с врачом, и он дает рекомендации, консультирует. Третья группа – так называемая «красная» - к ней относятся больные, которым требуется срочно ехать в больницу. Эта продвинутая система сортировки пациентов могла бы помочь разгрузить очереди в поликлиниках, как это произошло в Китае, где большой дефицит врачей первичного звена. Там к этой системе подсоединено около 300 миллионов пациентов. Можно подумать о введении аналогичных алгоритмов в России, но проблему нехватки врачей в первичном звене все равно необходимо решать», - считает доктор медицинских наук Гузель Улумбекова.
Вывод один: в условиях оптимизированной российской медицины надеяться пациенту приходится либо на себя, либо на чудо.