Posted 2 декабря 2022,, 07:32

Published 2 декабря 2022,, 07:32

Modified 21 мая 2023,, 11:57

Updated 21 мая 2023,, 11:57

фото:  Дмитрий Феоктистов, ТАСС

Смена начальства: зачем школы переподчиняют региональным властям

2 декабря 2022, 07:32
фото: Дмитрий Феоктистов, ТАСС
В Думу внесен закон о передаче управления школами с муниципального уровня на региональный. Контроля будет больше, а средства все те же. Зачем именно сейчас понадобилось переподчинять школы и как это отразится на учителях и учениках?

Ирина Мишина

Законопроект вносит изменения в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Его рассмотрение в первом чтении назначено на 6 декабря.

ЧП не районного масштаба

Прочитав внимательно пояснительную записку к законопроекту, я смогла сделать только один вывод: требования к школам и школьным программам ужесточаются и становятся еще более едиными. Разумеется, в пояснительной записке к законопроекту «много букофф» про «совершенствование системы управления образованием», «усиление ответственности», а еще про «обеспечение качественной работы» в целях «создания единого государственного образовательного пространства».

Помилуйте, господа, куда уж еще государственнее?

Все программы для школы на сегодня разрабатываются на федеральном уровне. Все эти ФГОСы, все САНПИНы - федеральные, все ЕГЭ и ОГЭ, а также ВПР тоже разрабатываются на федеральном уровне. Правда, у школ сохраняется автономия на уровне разработки программ…

Видимо, этот закон должен захлопнуть последнюю форточку, сквозь которую в школы могло просочиться инакомыслие. А ведь как показывает недавняя практика, именно в сельских школах оно и зарождается. Как не вспомнить про 14-летнего Вадима Телешева из поселка Любовь Забайкальского края, который выдвинул собственную версию событий войны 1812 года и роли в ней полководца Кутузова. Точнее, анти- роли, по мнению школьника. Подросток пожаловался на «гонения» столичным историкам, которые выступили с громкими заявлениями и поддержкой школьника. В итоге, местный учитель истории уволился, директрисе тоже досталось. Однако, за учителей поселковой школы заступился Никита Михалков. Комментируя ситуацию, он заявил, что у учителя есть программа, которая направлена в том числе на воспитание патриотизма, уважения к своей истории. Этот резонансный конфликт стал в чем-то знаковым для судьбы сельских школ.

Чиновников меньше не станет

«Муниципалитету подчиняются, как известно, сельские и малокомплектные школы, учитывая их удаленность, транспортное обеспечение и численность обучающихся, – поясняет «НИ» профессор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. – У нас сейчас 30-40 тысяч сельских школ. Подчиненность их муниципалитету – это прежде всего вопрос собственности, обеспечения безопасности, подвоз учащихся, готовность к учебному году, общее обеспечение безопасности. Кто их теперь будет содержать и обеспечивать? Ведь до города далеко!».

Впрочем, в новом законе некоторые учителя на местах, в сельской местности, видят и определенные плюсы. «В принципе, идею ликвидации районных управлений, всех этих «районо» в некоторых районах я бы поддержал. Будет меньше бюрократических органов. Местное управление образования часто дает свои рекомендации, и это усложняет работу. Хотя формально директор школы сейчас под юрисдикцией региона. Но есть и минусы. Например, в ведении муниципальных властей были вопросы ремонта, износа зданий, хозяйственные вопросы. И решить это, скажем, в поселке было проще, чем в случае выхода на региональную власть. До губернатора непросто дотянуться. И не факт, что он быстро решит вопрос. Но на мой взгляд, все эти муниципальные чиновники от образования никуда не уйдут, просто называться скорее всего будут иначе», - заявил «НИ» учитель истории и обществознания средней школы села Таремское Павловского района Нижегородской области Дмитрий Казаков.

Кстати, это не первая попытка исключить муниципальное звено из управления образовательными учреждениями. В 2017 году по инициативе Ольги Васильевой, на тот момент министра образования и науки, а сейчас президента Российской академии образования, в ряде регионов стартовал пилотный проект, предполагающий передачу наверх полномочий в управлении школами. Аргументация была та же: сокращение цепочки принятия решений и построение вертикали власти. Согласно промежуточным итогам, в нем приняли участие 20 регионов.

«Был проведен эксперимент переподчинения школ из муниципального управления в региональное, его итоги изучались. Насколько я знаю, в Самаре, например, это не привело к каким-то революционным или хотя бы позитивным переменам», - заметила Ирина Абанкина.

Контроля будет еще больше?

У учителей вопрос один: изменится ли финансирование и зарплата в связи с нововведениями? Ведь в последнее время доходит до парадоксов: в Югре учителей урайской гимназии имени Яковлева попросили уйти на больничный или в отпуск без содержания , потому что у учреждения образования нет денег на зарплаты за декабрь. В школах Нижегородской области учителя вынуждены брать по 2-3 ставки, вести несколько предметов сразу, чтобы получить приемлемую для жизни зарплату. Что изменит внесенный в Госдуму законопроект?

«Законопроект этот загадочный. Но в нем есть один плюс: система финансирования станет более простой, процесс расходования денег будет проще контролировать. В Москве все ГБОУ подчинены региону, и с финансированием нет никаких проблем. Прозрачности в региональном подчинении безусловно больше : куда сколько денег направлено, на что они потрачены, видно сразу. Но сейчас в школах подушевое финансирование, зарплату нормальную учителям администрация не вытягивает, в результате в классах по 40 человек и больше. При этом школа должна работать четко исходя из своего бюджета. В большинстве регионов рост зарплаты учителей обеспечивается ростом их нагрузки», - заявила «НИ» оргсекретарь межрегионального профсоюза «Учитель» Ольга Мирясова.

Для чего же понадобилось переподчинение школ региональным властям, если кардинально проблем с финансированием это не решает?

«Цель - усилится контроль со стороны региона за образовательными стандартами без какого-либо дополнительного финансирования. Назначение директоров школ будут согласовывать с руководством региона, все будет строже. Это нововведение не приведет к увеличению финансирования или оснащенности школ новым оборудованием, результат, похоже, будет один: контроль. Ужесточатся требования к образовательным стандартам, ужесточатся надзорные функции, сократится автономия образовательных учреждений. Но по итогу все так и будут обращаться к главе города. К главе региона никто, по опыту, из села не поедет», - считает профессор института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.

В общем, ждать повышения доступности и качества образования в ближайшее время не придется. Минпросвещения, судя по всему, будет вырабатывать строгие стандарты, которые обяжут беспрекословно исполнять в регионах. Двери для любых инициатив в школах закрываются.

"