Posted 1 декабря 2015,, 21:00

Published 1 декабря 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:14

Updated 8 марта, 03:14

Координатор проектов некоммерческого партнерства «ЕВА» Мария Годлевская

Координатор проектов некоммерческого партнерства «ЕВА» Мария Годлевская

1 декабря 2015, 21:00
Почти треть зараженных ВИЧ-инфекцией в России об этом даже не подозревают. С таким заявлением вчера выступили в Роспотребнадзоре. По данным ведомства, речь идет об эпидемии: в последнее время число инфицированных начало резко расти. Координатор проектов НП «ЕВА» Мария ГОДЛЕВСКАЯ, которая в 1999 году узнала о своем ВИЧ-

– По данным Роспотребнадзора, около 30% зараженных ВИЧ россиян не знают об этом. Причем все чаще стали заражаться социально активные и благополучные граждане. Почему так происходит?

– Люди, которые сейчас затронуты эпидемией, не идентифицируют себя с группой риска. Они даже не задумываются о том, что могут заразиться. У нас же до сих пор бытует мнение, что ВИЧ есть только у людей, употребляющих наркотики, и у тех, кто оказывает секс-услуги за деньги. И, собственно, они сами в этом виноваты, а остальные к этому не имеют никакого отношения. А потому не подозревают, что уже находятся в группе риска. И, как видим, таких людей уже очень большой процент. При этом очень долгое время заболевание может себя никак не проявлять. Как следствие, люди даже не чувствуют, что вирус уже живет в них, и они могут его передавать дальше.

– Почему ситуацию не удается взять под контроль?

– У россиян элементарно нет культуры, привычки проверять свое здоровье. Даже диспансеризацию у нас врачи и пациенты воспринимают как обузу. А ВИЧ-инфицированных чаще всего уже везут в больницу, а не сами они идут проверяться. У людей нет времени сдать тест на ВИЧ, гепатит. Вот и остается только выявлять поздние случаи, когда у человека уже есть ряд сопутствующих инфекций. И в таких случаях пациенту уже намного сложнее помочь.

– Известно немало случаев, когда врачи отказывались лечить пациента, узнав, что у него ВИЧ, хотя прекрасно знают, как вирус передается…

– К сожалению, такие случаи до сих пор встречаются. Однако это не только проблема врачей, но и пациентов. Чаще всего люди не знают о своих правах, не умеют их отстаивать. Есть Федеральный закон №38, который говорит, что ВИЧ-положительные граждане имеют все те же права по медицинской помощи, как и остальные. А незнание таких защитных механизмов и приводит к тому, что людям отказывают в лечении. В итоге человек замыкается, терапию не принимает. А на поздней стадии он более подвержен тому, чтобы передавать ВИЧ-инфекцию дальше, количество вируса в крови позволяет это сделать. Но если бы он находился на лечении, принимал определенные препараты, назначенные врачом, то был бы безопасен для окружающих.

– В московском метро сейчас появилось много плакатов по теме ВИЧ. Как вы оцениваете такую информационную кампанию?

– Это ужасная кампания. Все эти плакаты больше отпугивают, отталкивают, а не заставляют задуматься. Человеческая психология нацелена на защиту. В итоге человек как можно скорее попытается забыть информацию, которая его пугает. И в целом эти плакаты дискриминирующие. Они не несут по сути никакой информационной нагрузки, не заставляют задуматься над своим здоровьем. Все опять сводится к тому, что ВИЧ заражаются только наркоманы и проститутки. Но эпидемия давно уже вышла за пределы уязвимых групп и требует большего внимания от всех людей. Очень нужно и важно, чтобы известные люди также сдавали тест на ВИЧ. Они должны своим примером показывать, что в этом нет ничего постыдного. Правда, желательно не только 1 декабря, во Всемирный день борьбы со СПИДом, и в его преддверии говорить о ВИЧ-инфекции. Важно объяснить людям, что это хроническое заболевание, но с ним можно долго и комфортно жить. Главное –начать вовремя принимать лечение. И можно создавать семьи, рожать здоровых детей. Совершенно необязательно уезжать куда-то на необитаемый остров и там загнивать от болезни.

– Но в 2015 году только 23% ВИЧ-инфицированных получали необходимую антиретровирусную терапию. И лечиться они могли только по месту прописки.

– Сейчас активно работают над этой проблемой. Самая сложная ситуация в Москве – много приезжих, которые прописаны в других городах. В столице, действительно, нельзя получить терапию, если нет постоянной регистрации. Видимо, просто не хватает финансирования на такое количество людей. Есть дефицит лекарственных средств. Но это определенно ненормальная ситуация. В каждом регионе стараются своими методами выкручиваться. Люди раз в три месяца приезжают по месту регистрации, сдают анализы и получают препараты.

– А у пациентов не опускаются руки, когда им отказывают в терапии только потому, что нет нужной регистрации?

– Конечно, такое бывает. Это ведет к новым случаям инфицирования. А нам нужно контролировать ситуацию, ждать нельзя. Сейчас Минздрав решил выделить не менее 20 млрд. рублей на программу по борьбе с ВИЧ-инфекцией. На данный момент и НКО, и государство заинтересованы, чтобы работать вместе, принять наиболее эффективные меры и победить эпидемию.

"