Posted 2 декабря 2013,, 14:31

Published 2 декабря 2013,, 14:31

Modified 8 марта, 04:48

Updated 8 марта, 04:48

Власти не спешат признать, что источник вони в Электростали – полигон Тимохово

Власти не спешат признать, что источник вони в Электростали – полигон Тимохово

2 декабря 2013, 14:31
Подмосковные власти пока с осторожностью публикуют информацию, что источником жуткой химической вони в Ногинском районе, от которой уже больше полугода страдают несколько населенных пунктов, включая города Электросталь и Электроугли, может быть полигон твердых бытовых отходов «Тимохово». Они говорят о необходимости доп

20 ноября состоялось расширенное совещание под руководством заместителя председателя правительства Московской области Дмитрия Пестова по вопросу «неприятного запаха в городском округе Электросталь и Ногинском районе». «В ходе обсуждения и подведения итогов проведенных мероприятий по предотвращению запаха, было сделано заявление, что запах опасности для здоровья граждан не несет, - сообщила пресс-служба Министерства экологии региона. - По окончании комиссии было принято решение о продолжении контрольных и надзорных мероприятий в отношении потенциальных источников загрязнения воздуха, среди которых были названы производственные объекты, коллектора, очистные сооружения и санитарная зона полигона».

Как уточнило РИА Новости, глава регионального Роспотребнадзора Ольга Гавриленко на том заседании озвучила предположение, что запах может исходить от одного из крупнейших в области полигонов ТБО Тимохово (площадь объекта – 113 гектаров). Официально эту версию не признали окончательной, Пестов велел до конца года обнаружить объект.

Вышло так, что на том совещании по приглашению администрации Электростали присутствовала жительница города Татьяна Лапина, активистка инициативной группы по выявлению источника вони. Она поведала «Новым Известиям», что информация, которой чиновники обменивались между собой, сильно отличается от официальной. По словам Лапиной, на самом деле никто уже не сомневается, что вонь идет от полигона. Проблема в том, что никто точно не знает, какие процессы там происходят, как их остановить, и на какие средства всем этим заниматься.

«Я единственный человек из нашего населения, кто слышал, как обстоят дела на самом деле, какие происходят обсуждения в правительстве, какие делались экспертизы и какие данные на сегодняшний момент, - сказала жительница Электростали. - Именно поэтому я знаю точно, что полигон – это тот самый объект. Никаких других объектов больше нет и быть не может».

Сейчас власти ищут деньги, чтобы финансировать исследования «Тимохово». «У нас есть федеральный закон о мониторинге экологической обстановки. Почему-то так получилось, что закон есть, а деньги на его работу не выделяются. Не работает этот закон», - уточняет активистка. Поиск финансирования, исследование химических реакций на полигоне – процесс длительный. Так что скорое избавление района от мучений, по всей вероятности, невозможно в принципе.

Информация о безвредности запаха, по словам Лапиной, также не соответствует действительности. «Они не обнародуют никакие экспертизы. У них за 6 ноября превышение по 7 компонентам, причем по 4 из них - в десятки раз. Но население этого не знает», - поделилась жительница Электростали. Она зафиксировала следующие цифры, прозвучавшие на том заседании: диоксид азота превышен в 2 раза; бензопилен - 1,8 раз; сероводород - в 13 раз (в районе Электроуглей); аммиак, хлорид, железо, сероводород - в десятки раз; метилмеркаптан в деревне Тимохово - в 50 раз.

«Этот полигон самый огромный – на него идет до 1,5 тысяч машин в день. Полигон открылся еще в советские времена. Никто тогда не задумывался, что это аукнется спустя столько лет. Организовали свалку – и вот оно пошло. А ведь там уже давно нарушена гидроизоляция, там все уже давно в грунтовых водах. Там заражен лес. Экологическая катастрофа надвигается», - констатирует Лапина.

Источник известен, а о химических процессах, дающих жуткую вонь, пока приходится только гадать. Местные жители, ставшие поневоле экспертами по полигонам, полагают, что есть три варианта. Первый – воняет фильтрат, которым поливают «Тимохово». «Он должен проходить очистку. На выходе должна быть практически обычная вода. Она забрасывается на тело полигона сверху, чтобы охлаждать его. Но на «Тимохово» забрасывается та черная гниющая жижа, которая не проходит никакой очистки. Внутри полигона она нагревается, затем, возможно, испаряется», - поясняет Лапина.

Второй вариант – полигон выбрасывает скопившиеся газы, которые не выводят должным образом наружу. Третий – что там, в нарушение всех норм, сжигают ил из отстойников, которого в принципе не должно быть, если бы работала система очистки. Есть и еще одна версия – что на полигоне утилизируют что-то запрещенное, какие-то промышленные отходы. «Тут знаете, у кого какая фантазия», - подытоживает активистка, подчеркивая, что это пока домыслы.

«Если бы нам сказали: потерпите год - полтора, сейчас все решим, сделаем, поменяем, и проблемы не будет. Никто этого не скажет», - говорит Лапина. Закрытие полигона «Тимохово» не планируется. В августе 2013 года его посещал министр экологии и природопользования региона Анзор Шомахов. Согласно заключению чиновника, оснащение на полигоне хорошее, действует исправно, здесь не только хоронят отходы, но и сортируют, сообщал телеканал «Подмосковье». Так что жителям Ногинского района остается только одно - продолжать бумажную бомбардировку всех возможных структур, чтобы чиновники не расслаблялись.

Как объяснил «Новым Известиям» координатор токсической программы «Гринпис России» Рашид Алимов, полигоны ТБО при отсутствии системы сортировки мусора на первоначальном этапе в принципе не могут быть безопасны.

«В России не создана система раздельного сбора отходов. Не отделяются даже опасные отходы - ртутные лампы, электроприборы, батарейки и другие. Когда на полигонах оказываются опасные отходы, они, во-первых, попадают в грунтовые воды, во-вторых, при горении, - в атмосферу. Опасность, в первую очередь, связана с этим, - рассказал специалист. - Да, можно говорить о какой-то рекультивации, определенным способом пересыпать это землей и так далее, но понятно, что исключить попадание вредных веществ в грунтовые воды уже, в общем-то, нельзя».

В Евросоюзе есть директивы, в которых строго прописано, что отходы нужно перерабатывать, а захоронение на полигон – это наименее предпочтительный способ того, что можно с этими отходами сделать. В России же, в частности, в Подмосковье, власти говорят о замене старых полигонов на новые, но с мусоросортировочными поточными линиями. По мнению экологов, эта мера не приведет к должному эффекту.

«Начинать сортировать мусор нужно с домов. Гораздо проще это сделать самим жителям – это показывает европейский пример. Потому что дальнейшая сортировка смешанного мусора менее эффективна: различные фракции отходов загрязняют друг друга, приводят в негодность. И это гораздо более грязная работа. Бумагу, пластик, стекло, алюминий легче отделять, если среди них нет гниющих отходов, - объяснил Алимов. - Устроить такую систему – сложная логистическая задача, но, на наш взгляд, это необходимо делать. Если заводы при полигонах будут работать со смешанным мусором, это автоматически означает, что очень малое количество вторсырья можно будет выбрать из отходов – от 5 до 15%. Соответственно, большое количество отходов все равно будет попадать на эти полигоны».

«А мусоросжигательные заводы при отсутствии начальной сортировки недопустимы в принципе, потому что, сжигая какую-нибудь бытовую химию, мы не можем гарантировать, что вредные вещества не попадут в атмосферу - заявил гринписовец. Кроме того, сжигание отходов – это сжигание ресурсов, что тоже, на наш взгляд, не самый разумный способ обращения с ними».

Светлана Колыванова

"