Posted 1 декабря 2009,, 21:00

Published 1 декабря 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 07:19

Updated 8 марта, 07:19

Стена отчуждения

Стена отчуждения

1 декабря 2009, 21:00
В Москве прошел фестиваль фильмов о русской эмиграции

В Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына прошел III международный кинофестиваль «Русское зарубежье». Фестиваль подтвердил: между двумя Россиями – оставшейся и уехавшей – по-прежнему существует некая стена отчуждения.

Особенно монолитна она по отношению к тем, кто уехал из России в начале XX века, во времена смуты и раздора. То, что одни тогда считали трагедией, тот перелом, с которым они не пожелали мириться, другие люди пережили, более того, воспитали при новом строе своих детей и внуков. Кто-то воспринял те события как беду, а кто-то как благо. Можно говорить об обиде, о том, что эмигранты ждут от граждан России раскаяния и извинений. Возможно ли это? Нет, никогда одна конкретная идеология не сможет поглотить умы всех людей. Организаторы кинофестиваля этого, видимо, не понимают, поэтому во время бесед о том или ином фильме, возникали громкие споры, рискующие перерасти в прямые оскорбления.

Документальное кино: герои не нашего времени

Самым сложным для восприятия стало кино о первой волне эмиграции. Оно отличалось своей бескомпромиссностью и жесткостью суждений, что вызвало среди зрителей раскол. Ярким представителем такого во всех отношениях спорного кино стал документальный фильм «Редлих – люди с той стороны». На показе присутствовал режиссер картины – Григорий Амнуэль, а также сын Романа Редлиха – Андрей Романович, который свой приезд объяснил так: «Я приехал, чтобы послушать, что вы будете думать и чувствовать». Не могу сказать, что посещение показа доставило Андрею Редлиху массу приятных впечатлений. Сюжет картины повествует о жизни людей, напрямую связанных с Власовским движением и РОА, официально признанными сторонниками фашизма и военными преступниками. Режиссер попытался преподнести историю жизни русских эмигрантов в Германии как подвиг борцов с тоталитарным советским строем. Попытка оправдать действия русских «патриотов» просто не могла окончиться хорошо. В результате зал начал громко и достаточно жестко спорить, возмущенные зрители не стеснялись в выражениях. Интеллигентский спор быстро перерос в совсем неинтеллигентный скандал. Главный герой картины «Хвост» Николая Головихина – Алексей Хвостенко, представитель первой волны российского андеграунда, человек со множеством талантов, автор знаменитой песни БГ «Под небом голубым». Он эмигрировал во Францию в 1977 году, где продолжал творить вместе со своими друзьями, представителями несколько маргинальной творческой общественности, отличающейся нетрадиционным подходом к искусству. Режиссеры Анатолий Васильев, Вадим Нечаев, художник Алексей Батусов, композитор Камиль Чалаев и многие другие вспоминали самые яркие моменты жизни Хвоста, и, что особенно отрадно, размышлений, связанных с политикой, в их речах было крайне мало.

Главная героиня фильма «Аида Ведищева. Где-то на белом свете» лично посетила фестиваль, что было большим подарком для любителей советской песни, музыки из кинофильмов. Болгарское документальное кино порадовало картиной «Быть русской в Болгарии», в которой режиссер берет интервью у трех женщин, вышедших в Болгарии замуж. Мумин Шакиров представил зрителям «русский Голливуд» и на примере Ильи Волоха показал, что русские могут пробиться на «фабрику грез», было бы желание. Дом русского зарубежья и киностудия «Русский путь» учредили медаль имени Михаила Чехова, через школу которого, как известно, прошли многие великие актеры, вплоть до Мэрилин Монро. Медаль Чехова в этом году получил Николай Караченцов, приняв эстафету у Никиты Михалкова, Сергея Юрского, Марины Влади, Тонино Гуэрра и Джоанны Мерлин.

Художественное кино: правда и неправда

О первой волне эмиграции повествует фильм «КромовЪ». Собственно, идея картины проста: «честь» и «доблесть» – понятия, девальвировавшиеся в наше время, в смутные времена великого передела еще имелись у некоторых людей. Представителем этого ангелоподобного племени в картине является, естественно, полковник Кромов. Сквозь подлость и предательство самых близких людей он проходит, как через очищающее пламя, находит истинную любовь и не позволяет себе уронить свое достоинство в грязь. В первый день показов в большом зале встречали Оксану Сташенко, актрису, занятую в одной из главных ролей в картине «Перестройка». Она поднялась на сцену вместе с одним из продюсеров фильма, и на протяжении пятнадцати минут зрители слышали воодушевленный рассказ о проделанной работе, о гениальности Славы Цукермана, режиссера и автора сценария картины, а также о некоторых исторических несоответствиях, специально допущенных в сюжете картины. Зал затаил дыхание и погрузился в просмотр. Поначалу показалось, что нас обманули. Краткое описание фильма обещало сложный внутренний мир героя, его терзания, кризис и все прочее. На экране перестроечные русские давят друг друга в очередях за водкой, посреди чистого поля девушки ловят такси, а главный герой постоянно пьет и вспоминает всех своих женщин, иногда переключаясь на оставшуюся историю своей жизни. В какой-то момент казалось, что это вообще комедия, а потом ужаснула мысль: «А вдруг режиссер и, правда, такой представляет себе Россию?» Тема алкоголя была раскрыта и в картине «Первый русский». Тут нет астрофизиков, душевных метаний высшего порядка, тут все более жизненно и приземленно и в то же время трагично. Главный герой оказывается в лечебнице для больных алкоголизмом в Канаде, где влюбляется в учительницу музыки. Результат: две семьи, две страны, два ребенка. Надо выбирать.

Две картины-антагониста этого кинофестиваля – «Последнее пристанище» Павла Павликовски и «Сезон туманов» Анны Чернаковой – по-своему занимательны и интересны. Две трудные истории, замешанные на любви и на чужой земле, которая пытается растоптать все возможные чувства, вогнать в смертную тоску и отчаяние. В «Пристанище» главная героиня, брошенная женихом, попадает в лагерь беженцев, откуда практически нет шансов вырваться. «Сезон туманов» тоже рассказывает историю русской женщины в Англии. Вместо лагеря тут бедный деревенский дом Грегори, ставший для героини темницей.

Победители

Диплом киностудии «Русский путь» получил фильм «Мой класс» Екатерины Еременко, диплом Дома русского зарубежья – «Кадетская перекличка» Елены Чавчавадзе и с голосом Никиты Михалкова, диплом за лучшую мужскую роль достался Сергею Чонишвили за фильм «Сезон туманов». Лучшей актрисой стала Ксения Кутепова за роль в фильме «КромовЪ».

В неигровом кино специальный диплом жюри получила «Кадетская перекличка», а основной приз в виде «философского парохода» получила картина «Анастасия», посвященная Анастасии Ширинской-Манштейн. Среди художественных картин жюри выделило «КромовЪ», а самый большой приз номинации достался фильму «Сезон туманов».

"