Posted 2 ноября 2018,, 17:13

Published 2 ноября 2018,, 17:13

Modified 7 марта, 16:20

Updated 7 марта, 16:20

Победа и оливье . Что объединяет большинство россиян

Победа и оливье . Что объединяет большинство россиян

2 ноября 2018, 17:13
Фото: povarenok.by
Социологическая компания ВЦИОМ провела опрос на тему, какие символы являются для россиян консолидирующими настолько, что их принимает большинство. Результаты оказались удручающими - таких нет ни среди фильмов, ни среди книг. Присоединение Крыма отметили лишь 12% опрошенных, а революцию 1917 года и того меньше.

"Согласно опросу ВЦИОМа, самым важным фактором, объединяющим россиян, является победа в Великой Отечественной войне, - комментирует политолог Алексей Макаркин в телеграм-канале Bunin & Co. - Её назвали важнейшим историческим событием 63% респондентов. Присоединение Крыма с 12% намного "отстало" из-за резкого снижения эмоций и рутинизации темы (хотя можно было выбрать до трех ответов, поэтому была возможность совместить Победу и Крым в одном ответе). Значение полета Юрия Гагарина уходит в прошлое (5%) – в том числе и потому, что новых ярких достижений в космической сфере не видно. Октябрьскую революцию назвали 8% - это твердая коммунистическая субкультура.

Но в целом с объединяющими символами в современной России дело обстоит довольно печально. Почти 70% не назвали книг, которые объединяют россиян - несмотря на все те же три варианта ответа (чтобы не надо было мучительно выбирать) и апеллирующую к собственному опыту подсказку о том, что имеются в виду книги, которые "практически каждый из нас читал и любит". 11% назвали "Войну и мир", знакомую как по школьной программе (где не все ее осилили), так и по советскому фильму, которые смотрели многие представители старшего и частично среднего поколений. Произведения Пушкина назвали всего 4%, культовый интеллигентский роман "Мастер и Маргарита" - 2%.

Также почти 70% не выбрали литературный персонаж, который наиболее верно отражает черты характера российского человека. У тех, кто все-таки кого-то назвал, немалую роль в ответах играла самоирония. Самый популярный из них – Обломов (4%), немного отстал Иванушка-дурачок (2%).С объединяющими фильмами вроде лучше – не смогли определиться меньше половины (43%). Но среди определившихся разброс крайне велик – даже вроде бы консенсусную "Иронию судьбы" припомнили лишь 9%, на втором месте "Москва слезам не верит" (5%). Советские фильмы продолжают доминировать в культурном каноне (самый высокий результат из современных российских – у "Движения вверх" с 4%; и таких фильмов было названо очень немного), но и они постепенно уходят в прошлое. Неопределившиеся – это во многом люди новых поколений, которых история Жени Лукашина и Наденьки Шевелевой интересует все меньше.

Зато русская кухня продолжает быть популярной и стабильной. Главным праздничным блюдом, которое есть на каждом застолье, россияне назвали салат "Оливье" (51%), "селедка под шубой" существенно уступила, но все равно весьма популярна (28%), как и пельмени (25%). Похоже, что в кулинарном вопросе тема смены поколений куда менее значима, чем в литературном или кинематографическом. Потому что по большим праздникам за столом собираются все члены семьи – и все знают привычные блюда, рецепты которых передаются из поколения в поколение".

"День Победы и салат оливье - два главных объединителя России, самые большие цифры у них, - отмечает историк и журналист Павел Пряников. - Попал на передачу Ивлева, как он исправляет рестораны. В заведении он придумал новое меню. Поражённые повара его спрашивают: "А как же майонез!? Ни в одном блюде нет майонеза, даже в салатах, наши посетители не будут такое есть". И далее порываются всё же полить какие-то блюда майонезом.

В России в среднем на человека приходится 6-7 кг майонеза в год. Т.е. где-то 1,5-2 кг на семью в месяц, включая грудных детей. Майонез - одна из российских скреп, стягивающих это пространство. Русский язык, телевизор и майонез, шире - унифицированная кухня без региональных различий. Куда бы вы ни приехали в Россию, везде будут эти три скрепы. Везде будут говорить по-русски, везде из телевизора будет рассказ про Украину, а не местные новости, везде будет салат оливье и селёдка под шубой.

Причём этой унификации два, от силы три поколения - со времени массового переселения деревни в города, но как быстро процесс прошёл. Советская (и нынешняя постсоветская) социальная инженерия с технологической т.з. была очень успешна".

Алексей Аликин в телеграм-канале "Красный Сион" комментирует выбор 25% россиян,отдавших голоса за пельмени: "Пельмень - ключевой элемент унифицированной русской кухни. Комок свежего фарша в белом защитном костюме - он словно ядерная субмарина взлетает со дна кастрюль по всему бывшему СССР.

Десяток сморщенных пельменных носов и горка сметаны на тарелке с каемкой - идиллически русский пейзаж. Раньше бы в него хорошо вписалась чуть мутная, пронзительно прозрачная рюмка водки, но в наши дни русские водки почти не пьют - поэтому вместо рюмки стакан багрового крафта или кружка с горячим чаем. Пельмень - это эскалибур русско-советской кухни. Меч в сердце паскудным суши и веганским сосискам. Вешайте свою лапшу быстрого приготовления на чужие уши - здесь власть принадлежит белым пирожкам с мясной начинкой!

Пельмешек, можно ли предать тебя? Отказать в даре кипящей бани? Нет уж, полезай родной в котёл, пока еретики не поджарили тебя до хрустящей корки. Пель-мень - в твоём имени словно бы слились две реки - одна вкуса, другая - мяса. Как же ты хорош пельмень! Цвети и наращивай бока, не забывая своих верных вассалов, но никогда, - слышишь, никогда - не оскверняй своё тело майонезом. Ты для этого слишком хорош".

"С оливье и "Иронией судьбы" все понятно, - пишет телеграм-канал Серпом По. - И фильм, и салат связаны с самым главным для россиян праздником - Новым годом, который, согласно другому опросу ВЦИОМа отмечают 96%. Но, если серьезно, большая часть опрошенных не смогла сказать, что же объединяет россиян.

33% не знают, что является символом страны, затрудняются назвать или не знают объединяющей народ книги (почти 70%), фильма (43%), песни (49%). 69% не могут назвать литературного героя, который отражал бы черты типического россиянина. Вот и выходит, что по-настоящему большинство хомо руссиан, пришедших на смену хомо советикус, тоже объединяют лишь воспоминания о ВОВ и салат оливье.

И разве не печально для страны с амбициями, что из всех литературных героев именно «неисправимый, беззаботный ленивец» Обломов, по мнению респондентов, "наиболее верно отражает черты характера российского человека"?

Нашлись, конечно, и те, кто считает, что российский человек – это Мересьев, Болконский или Пашка Корчагин. Но такое же количество опрошенных – 2% - полагает, что наш человек – это Иван-дурак. Странно, что не Емеля из сказки "По щучьему велению". Этот образ ближе к гончаровскому Обломову".

"