Posted 2 ноября 2018, 06:27

Published 2 ноября 2018, 06:27

Modified 7 марта, 16:21

Updated 7 марта, 16:21

Личный опыт: как мы пытались обойти билетную мафию

2 ноября 2018, 06:27
И почему ничего путного из этого не вышло

Ирина Мишина

С «билетной мафией» невольно сталкивается всякий, кто пытается приобрести билеты на новогодние спектакли в известные театры. Все билеты на новогодние каникулы в «Большой», в Музыкальный театр имени Станиславского, МХАТ, Ленком, как правило, на 90% раскуплены к концу октября – началу ноября. Но дочка очень просилась на балет «Щелкунчик», в Большой, на историческую сцену.

«На январские спектакли «Щелкунчика» билеты будут продаваться в кассах в день спектакля. Если начало в 12, приходите в 11... Я не знаю, достанется ли вам билет, потому что очереди у нас сами понимаете какие. Ценник? На утренние спектакли в партере от 10 тысяч рублей за билет, на вечерние – от 15 тысяч за билет», - сообщила по телефону кассирша Большого театра.

Однажды я уже пыталась таким образом попасть на «Лебединое озеро» в Большой со звездным составом. Приехав к кассе театра в 15.30, за 3 с половиной часа до начала спектакля, я обнаружила, что она закрыта. «Закрыта касса, часов до семи вечера, а там уже и спектакли пойдут", - проинформировал меня охранник. И посоветовал: «Перейдите площадь, на Никольской есть альтернативные коммерческие кассы, правда, там наценка, но билеты есть».

В этом году я решила не рисковать и попыталась заказать билеты на «Щелкунчик» в Музыкальном театре имени Станиславского. Яндекс выдал мне более 10 версий сайтов этого театра. Я зашла на «Официальные билеты в Музыкальный театр им. Станиславского». Места были, причем хорошие, но уж больно дорогие. Ценник в партере, например, начинался от 19 тысяч рублей! В итоге, прикинув ущерб, наносимый семейному бюджету, выбрала места в бельетаже за 6 800 рублей. Бронировавшая их дама ласково предупредила, что курьер завтра же совершенно бесплатно доставит покупки на дом. Оплата – любым удобным способом. Однако, утро следующего дня началось со странного звонка.

- Ирина Анатольевна? - спросила трубка грубым женским голосом.- Я заказанные ваши места передвинула, а то вы мне тут одно место «оголили», я один билет никому не продам.

– А вы - кто?- поинтересовалась я .

– Агентство «VIP-билет". Вы у нас билеты заказывали вчера. Ну так что, двигаетесь влево? - настаивал голос в трубке.

- Мне это не удобно, хотелось бы ближе к центру, чтобы ребенку было видно», - попыталась я объяснить звонившей даме.

– Знаете, а я ведь и отменить вашу бронь могу, если вам наши условия не нравятся, - рявкнула трубка.

– Да, не нравятся. Отменяйте. - ответила я.

Стоило больших трудов найти официальный сайт театра им. Станиславского. Яндекс спрятал его куда-то далеко, в первых строках фигурировали разнообразные коммерческие структуры, продававшие театральные билеты с наценкой. В кассе театра им. Станиславского мне сказали: "Да это спекулянты! Они в первый день продаж обычно приходят, скупают все лучшие места и торгуют ими втридорога. У нас места в Бельетаже по полторы тысячи, в партере - по три. А у них билеты в партер по 19 тысяч".

Возник логичный вопрос: почему театры с такой легкостью продают коммерческим структурам с сомнительной репутацией самые лучшие места? И откуда в театре знают о наценках на билеты? Я обратилась к директору театра имени Вахтангова Кириллу Кроку и попросила прокомментировать связи театров с перекупщиками билетов.

Господин Крок сразу перешел в наступление: «А продажа билетов – это что, не коммерция? Да, у театра есть официальные договоры с физическими и юридическими лицами – контракты на продажу билетов на спектакли нашего театра. Вы думаете, касса театра сама в состоянии продать все билеты и заполнить зал? Да, у нас есть уполномоченные по продаже билетов помимо касс, что в этом такого? И я плачу таким распространителям комиссионные с продажи билетов. Без оформления договорных отношений с театром действуют только спекулянты. Они скупают места и продают их с бешеной наценкой».

Однако, театральная коммерция часто действует не по правилам, а «по понятиям». На сайте «Правовед.Ру» таких билетных трагедий описано великое множество. Вот, например, что пишет Наталия из Москвы: « Что делать и к кому обратиться? Возможен ли возврат, если при заказе билетов в театр в одной из онлайн-касс на школьников в количестве 24 человек доставили билеты по цене в три раза превышающей стоимость, выставленной на сайте?! Заказ делался онлайн, на сайте «Тикетлэнд.Ру». Детали обсуждались с консультантом по телефону, мне назвали цену: 1500 рублей за билет. Когда билеты доставили, не дали чека, к тому же курьер не знал стоимости заказа. Пришла домой, зашла на сайт, а цена на билеты другая. Что делать - не знаю, консультант ссылается на наценки в 20 процентов, но если посчитать, на деле наценка намного больше. Что интересно, билеты привезли с чеком, в углу каждого билетика - наклейка со штрих- кодом. Поднесла на просвет к лампе, оказалось, что заклеена стоимость (500 рублей, на нескольких - 700 рублей). Как наказать такой бизнес по продаже билетов?"

Вот, как комментирует эту ситуацию адвокат Евгений Бажуров: «Надо попробовать обратиться непосредственно в театр. Они заключают договоры с агентствами на распространение билетов и, возможно, указывают в договоре максимальную наценку. Что касается самой ситуации, то билеты — это товар, который продавец вправе продавать по любой цене. По закону «О защите прав потребителей» вы вправе требовать продажи билетов по заранее объявленной цене, которая размещена на сайте продавца. Обратите внимание: на сайте продавца, а не театра. Поэтому Вам следовало требовать от продавца продажи товара по той цене, которую он указал на сайте».

Адвокат ресурса «Правовед.Ру» Андрей Фролов добавляет: «В соответствии с п. 2 ст. 2 закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» , если театральный билет реализуется через посредника, действующего по агентскому договору (то есть посредник получает у театра билеты, распространяет их, перечисляет театру выручку за минусом своего вознаграждения), посредник обязан выдать товарный чек на свои услуги. Нарушение обязанности по выдаче кассового чека влечет ответственность по ст. 14.5 КоАП РФ — штраф на юридических лиц до 40 тыс. рублей».

Итак, ситуация начала проясняться: театр сам заключает договоры с коммерческими фирмами по распространению билетов, передавая для реализации самые лучшие, востребованные места. Разумеется, не безвозмездно. «А что вы хотите?» - заявили в кассе одного из ведущих столичных театров. – «Даже в Нью-Йорке на Манхэттене есть знаменитый сквер, где можно купить билеты на любой спектакль в Америке с приличной наценкой. Отдавая перекупщикам билеты, мы обеспечиваем артистам аншлаги!»

Но зачем нужен аншлаг, например, на балете «Щелкунчик», который и без того востребован в Большом театре как «главный новогодний спектакль страны»?! Значит, дело не в заполняемости зала, которую якобы театр не может обеспечить самостоятельно, а в прибыли? Точнее, сверхприбыли. Кстати, в этой связи не лишне вспомнить возмущение певицы Анны Нетребко. Узнав, по какой цене продают билеты на ее концерты, певица пригрозила вовсе не выступать в России. На своей странице в Instagram она адресовала организаторам ее концертов, менеджерам и перекупщикам следующие слова: "Если я еще раз услышу, что цены на мои концерты зашкаливают за 100 000 рублей, я просто не приеду больше", — написала Нетребко.

Интересно, что изначально у официального продавца цена билетов на выступление Анны Нетребко и Юсифа Эйвазова стартовала с 2,5 тысяч рублей. Потолок — 9,5 тысячи. Но уже ближе к началу мероприятия перекупщики предлагали билеты за несколько десятков тысяч рублей. В партере цена билетов колебалась от 170 тысяч до 180 тысяч рублей. Кстати, официальная цена билета на концерт Анны Нетребко в «Метрополитен-опере» в Нью-Йорке — 300 долларов. В Европе официально приобретенный билет на ее выступление стоит не более 1 тысячи евро. Но почему-то именно Москва стала лидером по дороговизне билетов на выступления оперной дивы.

Цены , которые перекупщики накручивают за билеты - не единственная проблема, с которой сталкиваются зрители. В последнее время появились электронные мошенники. Если перекупщики билетов на престижные спектакли, премьеры и концерты зарубежных звезд спекулируют хотя бы настоящими билетами, то новое поколение негодяев торгует бумажками в прямом смысле этого слова.

Как пояснили в кассе Концертного зала им. Чайковского, сама отрасль продажи билетов через Интернет порождает мошенников. Ведь еще 8-10 лет назад невозможно было представить проход на концерт с помощью мобильного телефона, а сейчас это происходит повсеместно. Появление электронных билетов привело к тому, что , имея элементарные навыки работы в фоторедакторе, можно на компьютере создать любое количество фальшивок. Обычно мошенники не рисуют билеты просто так — у них перед глазами есть макет подлинника. Отдельная тема — это штрих-коды, которые указаны на электронном билете. Можно купить электронный билет на совершенно другое мероприятие, скопировать с него подлинный штрих-код и перенести на поддельный билет.

Копирование и распространение поддельных билетов приводит к парадоксальным ситуациям: человек, который купил настоящий билет, но пришел позже, чем человек с копией билета, может на концерт не попасть. Дело в том, что сканер читает только первый билет, а второй — блокирует. Этими тонкостями поделился на сайте «Пикабу» пользователь под ником ctpony. Вот, что он, в частности, пишет: «По долгу службы часто работаю техническим специалистом на концертах. Работа моя заключается в создании базы данных, соединении её со сканерами штрих-кодов и т.д. Так вот, в век развитых технологий, соцсетей и прочих радостей, мошенники не спят. Очень часто человек, купивший билет, на радостях делится его фотографией в соцсети, помечая это тегами с названием артиста, тем самым облегчая мошенникам поиск жертвы. Дело в том, что на фото порой попадает штрих-код, который успешно копируется мошенником и переносится на поддельный билет. Есть два типа билетов - на БСО (Бланк строгой отчётности), который имеет несколько степеней защиты: его подделать достаточно сложно. Но есть еще электронный билет, который приходит вам на электронную почту и распечатывается на обычной бумажке. Думаю, уже понятно, что мошенники копируют штрих-код, размещают его на готовом листе А-4 и продают через соцсети подешевле, при этом советуя прийти на концерт пораньше, чтобы штрихкод на поддельном билете прошёл первым. Я работал на сотне концертов и фестивалей и почти на каждом обязательно всплывают такие вот фальшивые билеты. Причём, чем известнее группа, чем лучше актеры, тем больше обманутых. Насмотрелся слёз, скандалов, нервных срывов, поругавшихся парочек».

- «Сегодня таких подделок очень много", —подтверждает Илья Альтшулер, исполнительный директор одной из коммерческих фирм по распространению театральных билетов.- "Например, в соцсетях создаётся фейковый аккаунт, на котором предлагаются билеты со скидкой 50%. Обычно аккаунты открываются под конкретное топовое мероприятие за 5-6 месяцев до его проведения. Аферисты собирают деньги через электронный кошелёк. Не попав на концерт, обманутые зрители видят, что аккаунт закрыт. Последние массовые вбросы подделок были перед выступлениями Земфиры, Metallica и Rammstein».

Как же попасть в театр и не быть обманутым? Вот какие советы дают в театральных кассах Большого и Концертном зале им. Чайковского:

1) Не выкладывать фотографии с билетами.

2) Не покупать билеты с рук, тем более электронные и по безналичному расчету : после этого найти «следы» мошенников практически невозможно.

3) Покупайте билеты заранее: в начале продажи цены не особо «кусаются», а в день концерта порой возрастают в несколько раз.

4) Если вы выкупаете билеты в салонах связи, обязательно вместе с чеком требуйте распечатанный электронный билет. Салоны связи очень часто выдают только чек, билеты по которому уже аннулированы».

В кассе Большого театра нам озвучили главное правило «умного зрителя»: если не хотите обмана и переплаты, делайте покупки только в кассах театра, ищите официальный сайт театра и бронируйте билеты только там.

Ну, а что же полиция? Неужели в правоохранительные органы никто не обращался по поводу махинаций «билетной мафии»? Как пояснили в пресс-службе столичного ГУВД, с заявлением о фальшивках театралы и меломаны обращаются редко, хотя такие аферы подпадают под ст. 159 Уголовного кодекса РФ .

Где же выход? «Без сомнения, необходимо принимать отдельный закон, который свяжет руки театральным спекулянтам, причём безо всяких лазеек. Например, в Израиле любая перепродажа театральных билетов официально запрещена», - комментирует адвокат Любовь Гончарова.

Думаю, и департамент культуры г.Москвы, и само Министерство культуры в курсе махинаций с билетами и бесконтрольными наценками на них. Однако, наши ведомства хранят по этому поводу молчание. Видимо, они попадают в театр с другого входа и безо всяких билетов. В результате, доступность искусства все больше напоминает доступность элитного жилья.

Подпишитесь