Posted 2 ноября 2011,, 11:02

Published 2 ноября 2011,, 11:02

Modified 8 марта, 06:12

Updated 8 марта, 06:12

МАК опубликовал неожиданные подробности крушения Як-42

МАК опубликовал неожиданные подробности крушения Як-42

2 ноября 2011, 11:02
МАК опубликовал неожиданные подробности крушения Як-42
Сюжет
Авиация

Сегодня в здании Межгосударственного авиационного комитета (МАК) состоялась пресс-конференция, на которой специалисты МАК обнародовали результаты расследования катастрофы самолета Як-42Д RA-42434, который разбился 7 сентября этого года под Ярославлем. В результате этой катастрофы погибли 44 человека, в том числе вся хоккейная команда «Локомотив».

По данным МАК, перед взлетом Як-42 был в исправном состоянии. Причинами крушения самолета стали несогласованность действий пилотов и усиленное торможение, которое при взлете применил один из летчиков. Кроме того, в крови одного из пилотов нашли препарат фенобарбитал, запрещенный для летчиков.

Як-42 был исправен

Согласно выводам МАК, техническое состояние Як-42 в момент взлета было в норме. «Самолет Як-42 был исправлен при вылете из Ярославля. Отказов в работе самолета, двигателей и систем, в том числе тормозной системы, не выявлено. Пожара, взрывов и разрушения самолета до столкновения с препятствием и с землей не было», - заявил сегодня председатель технической комиссии МАК Алексей Морозов.

По его данным, внешние обстоятельства не мешали нормальному взлету самолета. Длина ВПП в аэропорту Ярославля составляла 3000 метров, ширина - 44 метра, что позволяло безопасно выполнить взлет на самолете типа Як-42. Вылет самолета был выполнен точно по расписанию, ограничений на время подготовки экипажа к взлету не было.

Как передает РИА Новости, полет выполнялся днем в простых метеоусловиях, самолет был заправлен достаточным количеством топлива нормального качества. Взлетная масса и центровка самолета не выходили за установленные пределы, характеристики устойчивости и управляемости самолета соответствовали установленным.

Также МАК сообщил, что в момент взлета ручка стояночного тормоза самолета была в положении «выключено». Отметим, что ранее ряд СМИ сообщали, что одной из возможных причин крушения судна был взлет с поднятым «ручником». Однако выводы МАК опровергают эту версию.

В крови нашли барбитурат

Вместе с тем, у специалистов МАК возник ряд вопросов к действиям пилотов разбившегося Як-42, их опыту и состоянию здоровья перед взлетом.

В частности, по словам Морозова, в крови одного из пилотов Як-42 нашли препарат, замедляющий реакцию. Лица, применяющие данный препарат, не могут быть летчиками. «В организме второго пилота обнаружен фенобарбитал - препарат, оказывающий тормозящее действие на центральную нервную систему. Запрещенный к применению пилотами. Лица, использующие этот препарат, не могут быть допущены к выполнению полетов», - сказал специалист МАК.

Фенобарбитал – антиконвульсант из группы барбитуратов. Применяется при различных судорожных реакциях, оказывает выраженное снотворное действие.

По словам Морозова, по представленной медицинской документации на второго пилота со ссылкой на наблюдавшего его невролога, с 2000 года у второго пилота отмечается снижение рефлексов на ногах, а с 2005 - и на руках. Это косвенно говорит о поражении периферических нервов, то есть развитии у него полинейропатического синдрома. Он отметил, что врач-невролог в 2007 году назначил второму пилоту препарат нейромидин, который применяется для улучшения нервно-мышечной передачи.

Недостаточный опыт

Также эксперты МАК сообщили, что пилоты разбившегося под Ярославлем Як-42 не имели должного количества часов налета на данном самолете после переучивания с самолета типа Як-40. Установлено, что после теоретического курса переучивания на Як-42 командиром воздушного судна предусмотренная документами летная программа в требуемом объеме выполнена не была. Тренажерная подготовка проводилась формально, с большими перерывами, что не способствовало приобретению устойчивых навыков пилотирования и управления самолетами Як-42.

«Контроль качества освоения воздушного судна со стороны командно-летного состава авиакомпании («Як-Сервис») не осуществлялся, требования по профессиональной подготовке экипажа для подтверждения установленного метеоминимума командиром воздушного судна выполнялись путем фиктивных отметок. Летные документы по подтверждению минимума были в большинстве своем сфальсифицированы», - сообщил сегодня председатель технической комиссии МАК.

Пилот сильно жал на тормоза

По данным МАК, одной из причин крушения Як-42 под Ярославлем могли стать ошибки экипажа, связанные с торможением. По словам Алексея Морозова, по всей видимости, пилот не просто жал на тормозные педали, а буквально упирался в них ногами, вытягивая штурвал вверх.

«Величина обжатия тормозных педалей не была постоянной, а увеличивалась с течением времени. Максимальная величина тормозящей силы составила примерно 8 тонн. Анализ показал, что тормозящая сила подобной величины может быть создана только при использовании системы торможения основных колес шасси, так как максимальная сила торможения колес передней стойки, которые используются для подтормаживания колес при уборке шасси, не превышает 100 килограммов», - сказал председатель технической комиссии МАК.

Вместе с тем, МАК не удалось однозначно установить, кто из пилотов рухнувшего Як-42 усиленно жал на тормоза при взлете судна.

Пилоты не рассматривали возможность прекращения взлета

По данным МАК, определенная командиром Як-42 скорость при взлете составляла 190 км/ч. Это на 20 км/ч меньше нормальной расчетной для фактического взлетного веса 54 тонны. Кроме того, движение на взлет проходило с подтормаживанием. Это повлияло на увеличение длины разбега.

По словам Морозова, экипаж Як-42 мог остановить взлет самолета, но не сделал этого. Более того, данный вариант даже не рассматривался. «Экипаж вариант прекращения взлета не рассматривал. Все его действия свидетельствовали о намерении продолжить взлет», - заявил Морозов.

Как передает РИА Новости, участник летного эксперимента, организованного МАК, летчик-испытатель 1-го класса Василий Севастьянов также считает, что экипаж проявил несогласованность действий в момент выхода с ВПП.

«Своевременная оценка ситуации экипажем и принятие решения о прекращении взлета вместо установки взлетного режима двигателей за примерно 1000 метров до выходного торца ВПП-23 на скорости большей скорости принятия решения, определенной экипажем, позволила бы предотвратить авиационное происшествие», - подытожил Алексей Морозов.

Четыре причины трагедии

В заключение пресс-конференции представители МАК огласили четыре основные причины, сопутствовавшие катастрофе самолета.

Первая: недостатки в переучивании членов экипажа с самолета Як-40 на самолет Як-42, которое было выполнено не в полном объеме. Это привело к негативному переносу навыков в управлении самолетом на взлете.

Вторая: отсутствие контроля со стороны авиакомпании («Як-Сервис») за фактическим уровнем подготовки экипажа.

Третья: ошибки и невыполнение технологических процедур, допущенные экипажем при подготовке и расчете параметров взлета, а также в процессе разбега.

Четвертая причина: несогласованные, нескоординированные действия экипажа в заключительной фазе разбега.

Председатель комиссии МАК еще раз напомнил, что в крови одного из пилотов был найден препарат фенобарбитал. «Выполнение полетов под воздействием данного препарата, а также при наличии заболеваний у второго пилота запрещено российским авиационным законодательством, а также руководством по авиационной медицине Международной организации гражданской авиации», - сказал Морозов.

Катастрофа Як-42

Самолет Як-42 с хоккеистами ярославского «Локомотива» на борту разбился под Ярославлем 7 сентября. Самолет не смог набрать достаточную скорость при взлете. В результате самолет оторвался от земли уже за пределами ВПП, проехав по грунту 400 метров. После взлета Як-42 задел конструкции аэропорта, накренился и врезался в землю в 800 метрах от аэропорта, упав в реку Туношонка.

В результате катастрофы погибли 44 человека из 45-ти, находившихся на борту. В том числе погибли все игроки и тренеры профессионального хоккейного клуба «Локомотив» (Ярославль). Выжить удалось лишь бортинженеру судна.

По факту авиакатастрофы было возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц).

Самолет Як-42 бортовой № 42434, принадлежал ФГУП «Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева» и эксплуатировался ЗАО «Як-Сервис».

А.

"