Posted 1 ноября 2009,, 21:00

Published 1 ноября 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 07:32

Updated 8 марта, 07:32

Кристофер Дойл: " В кино невозможно сделать что-то одному"

Кристофер Дойл: " В кино невозможно сделать что-то одному"

1 ноября 2009, 21:00
В современных киноэнциклопедиях его называют «выдающимся оператором». Авангардист и экстремал, Дойл снимал все фильмы Вонга Кар-Вая, сотрудничал с Джимом Джармушем и получал награды на самых престижных фестивалях мира. Его приезд в Москву стал событием. С ним пообщалась Веста Боровикова.

– В Интернете я прочла, что до того как снимать великие фильмы, вы были бурильщиком в Индии. Что вы там могли бурить? Там же нет нефти…

– Я искал там воду. В юности я был полон социалистических идей и хотел помочь всем страждущим. В Индии большие проблемы с пресной водой, и я пытался ее там найти. Делал я это под эгидой ООН, практически без всяких денег, а следовательно, самыми простейшими методами.

– Коров в Израиле вы пасли тоже из социалистических соображений?

– Я был ковбоем в семидесятых годах, это верно. Меня попросили друзья помочь присмотреть за стадом коров, а я родом из Австралии и умел с ними обращаться, и я охотно согласился. Большим идеалистом я был в то время (смеется).

– Сейчас ваши взгляды более буржуазны?

– Вряд ли. Во-первых, у меня было строгое католическое воспитание, и меня учили делиться тем, что имеешь, с нуждающимися. Во-вторых, я занимаюсь кино, а это такой вид деятельности, где невозможно сделать что-то одному, а значит, надо уметь идти навстречу другому и отдавать. В-третьих, я много лет живу в Таиланде, а там так много людей, что если ты сам не отдашь то, в чем нуждаются другие, то у тебя просто заберут… Ну как обуржуазиться при такой жизни? Правда, у меня было искушение. Я мог бы работать в Голливуде, зарабатывать побольше денег, я даже снял там один фильм, по просьбе моего друга. Он сказал им: «Fuck you, Голливуд, давайте сюда свои 20 миллионов, и я вам что-нибудь сниму!» – и попросил меня помочь… Но в основном я снимаю дома. Я снял десять фильмов, не отходя и двадцати минут от дома в Таиланде…

– Чувствовали ли вы это замедленное движение судьбы, как в вашем фильме «Предел контроля», когда познакомились с великим Кар-Ваем?

– Мы в тот момент еще не знали, что мы великие (смеется). И сейчас не стоит верить в это, иначе может съехать крыша. Просто некоторым людям интересно то, чем мы занимаемся… Но такое… движение судьбы случается и сейчас. Недавно я снял четыре картины с одним режиссером из Таиланда, который мне кажется очень талантливым. Мое участие в таких проектах происходит от того, что я человек со стороны. И мой взгляд несколько отличается от взгляда других кинематографистов. Поэтому они зовут меня. А я охотно соглашаюсь, потому что когда застреваешь в привычном, занимаясь одним и тем же, поневоле начинаешь тормозить. А в моем деле главное – не останавливаться. Я стараюсь все время идти вперед. Наверное, из-за этого моего бесконечного поиска и Джим Джармуш, и Вонг Кар-Вай, и Гас Ван Сент, и некоторые люди в Голливуде резонно считают меня сумасшедшим. Но они смелые люди и не боятся раскачивать лодку с моей помощью. Нам всем нравится, как раскачивается эта лодка, но мне все же кажется, что Кар-Вай, возможно, умеет управлять ею лучше других. Он всегда говорит мне: «И это все, на что ты способен, Крис?» Это очень важно, чтобы был тот, кто тебе это скажет, и у него, на твой взгляд, есть на это право. И ты или посылаешь его куда подальше, или стараешься сделать что-то большее. Кроме того, Вонг дает мне простор для того, чтобы я мог сделать что-то иначе. Он и сам делает многие вещи иначе, поэтому наши отношения с ним, как Инь и Ян, – он сидит и думает, как сделать это получше, я а бегаю вокруг с камерой и занимаюсь физическим трудом. Я думаю, что у нас с ним хороший брак. Хотя многие люди из мира кино относятся ко мне скорее как к любовнику, чем как к жене, потому что я лучше в постели, чем на кухне. Постель для меня – это площадка. А кухня – это карьера.

– Ваши пируэты в постели помогли вам состояться и на кухне…

– Это получилось само собой. Какая-то ошибка природы.

– У вас есть какое-то послание русским кинематографистам?

– Нужно просто делать, не думая ни о чем. Зачем чего-то ждать? Если бы я ждал разрешения на съемки первого фильма в Австралии, откуда я родом, то, начни я снимать в три года, я умер бы к десятому фильму. Я плюнул на все эти процедуры и просто снимал. Я снял шестьдесят фильмов за последние двадцать лет. Так что не надо ждать и не надо думать о карьере. Не надо ждать, когда экономический климат потеплеет. Надо просто снимать. У каждого есть компьютер, блютус и мобильный телефон. Снимайте свое кино и ничего не ждите. И тогда все будет расти и плодоносить.

"