Posted 1 ноября 2005,, 21:00

Published 1 ноября 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:20

Updated 8 марта, 09:20

Что-то вроде счастья от гроба и до гроба

Что-то вроде счастья от гроба и до гроба

1 ноября 2005, 21:00
Что-то вроде счастья от гроба и до гроба

По качеству представленных фильмов конкурсная программа нынешнего Сан-Себастьянского фестиваля неожиданно превзошла Венецианскую Мостру, где гремели звездные режиссерские имена и разочаровывали картины. А Сан-Себастьян-2005 обошелся без обилия звезд и порадовал очень приличным уровнем отобранных лент. И, как всегда бывает в подобных случаях, глаза у жюри (его возглавляла знаменитая актриса Анжелика Хьюстон) разбежались, и выбор пал на кандидата спорного, хотя и не без достоинств – на чеха Богдана Сламу с картиной «Что-то вроде счастья» (Stesti). Сюжет фильма копается в жалком настоящем прозябающих в разбитой провинции героев-работяг без особой надежды на их будущее, хотя чувствуется, что режиссера заботит их судьба и сам он недалеко от них ушел.

Одна из героинь фильма отказывается от поездки в Америку к любимому мужу, чтобы заботиться о двух брошенных на произвол судьбы шалавой матерью малышах. Исполнительница роли вертихвостки со съехавшей крышей, Ана Гейслерова, получила приз за лучшую женскую роль. А за мужскую был вознагражден юный Хуан Хосе Баллеста, без зазора слившийся со своим героем в картине Альберто Родригеса «7 девственниц» (7 Virgenes) – обаятельным трудным подростком, отпущенным из колонии на свадьбу брата. Призом за лучший сценарий жюри вознаградило Вольфганга Колхаасе, к фильму Андреаса Дрезена «Лето на балконе» (Sommer vorm Balkon). Эта упоительная немецкая комедийная мелодрама между тем достойна намного большего, являя собой готовый зрительский шлягер – ничуть не ниже рангом знаменитого хита «Гуд бай, Ленин!».

Долгая хитовая жизнь явно не светит китайскому «Подсолнуху» (Sunflower) Джан Яня. Между тем именно этой простой истории о сложных отношениях отца и сына, разворачивающихся на фоне тектонических сдвигов в новейшей китайской истории, досталось сразу два приза – за режиссуру и операторскую работу. Средняя по уровню, но тематически важная для латинского мира аргентинская картина «Освещенные огнем» (Iluminados por el fuego) Тристана Бауэра, рассказавшая о военном конфликте на Фолклендских островах, получила Специальный приз жюри.

Чуть не остался без призов и совсем новый фильм Терри Гиллиама «Земля приливов» (Tideland), хотя он неизмеримо лучше неубедительных, путаных и пустых «Братьев Гримм». Но эту ленту, смело пускающую зрителя в мир больного воображения 9-летней девочки, чьи родители только что загнулись от передозировки наркотиков, неожиданно поддержало жюри ФИПРЕССИ под председательством критика Андрея Плахова. Он же, в качестве президента этой почтенной организации, в день открытия фестиваля вручил приз Ким Ки-дуку за фильм «Пустой дом», признанный критиками лучшей картиной прошлого года.

А традиционный денежный приз – лучшему молодому режиссеру – вновь достался словенцу Яну Цвитковичу за картину с оптимистическим названием «От гроба до гроба» (Odgrobadgroba) о бездельнике, перебивающемся произнесением речей на похоронах. Три года назад Цвиткович, признанный едва ли не наследником Кустурицы, получил солидное вознаграждение за фильм «Хлеб и молоко» в Венеции, став там «Львом будущего». Еще сто тысяч евро улыбнулись ему этой осенью в Сан-Себастьяне.

"