Posted 1 ноября 2005,, 21:00

Published 1 ноября 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:20

Updated 8 марта, 09:20

Ален Делон без тени

Ален Делон без тени

1 ноября 2005, 21:00
Ален Делон без тени

В Делоне, каким он вошел в сознание зрителя, даже если он, зритель, видел и не так уж много экранных созданий артиста, в Делоне всегда предполагают возможность сдвига, обнаружения второй природы; кажется, он всегда что-то обещает – нежданное, опасное, обязательное, чем он и пленителен для публики.

Эта-то полуреальная, полуусловная фигура, этот-то «миф актера» заставляют зрителя в определенном ракурсе воспринимать личную, частную жизнь актера и налаживают восприятие его экранных созданий... знаменитое делоновское одиночество, «одиночество в собственных джунглях», как настойчиво формулируют тему актера его интервьюеры и он сам.

После того, как мы досмотрим картину «Двое в городе», будет небезынтересно спросить себя, в какую же минуту мы стали вникать в рассказываемую нам историю сколько-нибудь непредвзято, понимая ее как историю одной жизни, а не как еще одно воплощение делоновского мифа. Может быть, все началось с той минуты, когда Джино позвонил по телефону и так горько всхлипнул и замолчал. Может быть, тогда, когда ему было так неудобно и так радостно нести эту большую новую лампу. Но, скорее всего, однако мы устыдились своего восприятия тогда, когда на экране в первый раз возник и настороженно повернулся к Джино белесенький, аккуратный человек из полицейского участка.

Буатро (Мишель Буке) не допускает мысли, что может быть иначе, что Джино – просто Джино, человек, потерявший в тюрьме свои десять лет, человек, которому тошно думать, что ему еще когда-нибудь придется хлебать баланду. Буатро вычислил его, как некое воплощение хищной силы, осуществляющей себя, коль скоро она человеку дарована. Он готов даже любить такую воплощенную силу. Да, веди себя Джино по схеме, предположенной инспектором, замышляй он в самом деле очередное громкое ограбление банка и ухаживай он за белокурой кассиршей единственно в этих видах, – Буатро почти любил бы его, копя улики. А здесь ненавидит его подло и лично за то, что все иначе.

«Двое в городе»

Буатро, так сказать, хочет не только, чтобы Джино остался гангстером, но чтобы Делон предстал в соответствии с «мифом Делона». И нам, зрителям, становится неудобно, что мы, кажется, хотели того же.

Легко понять, почему создателю фильма понадобился именно Делон. Вся история тут и заключается в том, как человеке, в тепле и во плоти его существования, преследует и гонит под нож гильотины представление о нем, как о мифе. Буатро, бедный подлец, прямо-таки жизни не жалеет, провоцируя Джино, чтобы тот «раскрылся». И Джино его убивает в конце концов: душит, колотит головой об пол... Только при чем же тут «миф Делона» или «миф Джино»?... Просто человека довели, и он убил – убил разъярясь, необдуманно, несчастно и сам от того по-человечески пришел в ужас, едва опомнился... Видел бы Буатро лицо Джино – Делона, оторопевшее, отчаянное, – лицо, на которое вместе с сознанием происшедшего приходит страх, жалость, чувство непоправимости. У Делона на экране еще не было такого лица.

Мы вовсе не хотим сказать, будто роль в картине «Двое в городе» – лучшая из ролей Делона. Просто – это роль для него новая и в своей новизне важная.

Делон блистательно начинал, стал всесветной знаменитостью в 24 года. Он продолжал блистательно же; его друзья и соперники завидовали его умению отказываться от одних предложений ради иных и в конечном счете лучших. Он пользовался уроками Лукино Висконти, который дал ему заглавную роль в «Рокко и его братьях» и предоставил сыграть в «Леопарде» графа Танкреди, аристократа в рубашке гарибальдийца, неотразимого своей почти бесстыдной волей к жизни. Тот же Висконти в Париже поставил спектакль «Как жаль ее развратницей назвать» – Делон опять играл у него. Другой великий итальянский режиссер, Антониони, дал ему в «Затмении» главную роль – Пьеро. Вспомним знаменитый эпизод биржи, когда этот Пьеро кружится со всеми в общем густом мельтешении и в то же время неудержимо проталкивается сквозь круг напрямик к чему-то своему – и пробьется и достигнет. Здесь дано увидеть, как превосходно улавливает актер разный характер и разную цену всеохватной энергии своих героев: если великолепен Танкреди, этот царственный приспособленец к исторической ситуации, то каким полым, каким обделенным кажется этот удачливый красавчик с биржи. (Кстати, Делон, не прибегая к гриму, может быть на экране красавцем, и красавчиком, и просто красивым малым, и может быть прекрасен, что, как вы понимаете, совершенно разные вещи).

Гибкая послушность его на съемочной площадке (им не нахвалятся во всем, что касается творческой восприимчивости и рабочей дисциплины), гибкая послушность его была еще и признаком актерского ума. Взятый в кино с улицы, за внешность и немного по знакомству, Делон знал краткость подобных карьер и не собирался их повторять.

Как миф может с угрожающей силой войти в частную жизнь человека, как эта отбрасываемая актером и его созданиями тень может вмешаться в его судьбу, Делон смог убедиться на собственном опыте. В разгар его славы возникло так называемое «дело Марковича», и до всякого разбирательства обывательская Франция сочла, что Делон не может не быть убийцей, и тут же завалила стол президента просьбами, чтобы Делона избавили от гильотины.

Ален Делон не в первый раз играет в паре с Жаном Габеном. Может быть, играя рядом, Делон перенимает у Габена одну неповторимую способность. Габен в свое время пережил себя, пережил своих героев и свой первый миф – миф целостного человека в смятенном и дробящемся буржуазном мире. Пережил, чтобы потом с ним слился уже второй его миф –миф надежного мужчины, этакого краеугольного камня устоявшего буржуазного здания. А затем он пережил и этот второй свой миф, чтобы сохранить и являть совершенную высоту простого реализма. Чтобы просто играть разных и разных людей, как и делают это он с Делоном в картине «Двое в городе».



АЛЕН ДЕЛОН / Alain Delon/

Избранная фильмография
Страна: Франция, дата рождения: 08.11.1935

«Фрэнк Рива» – т/сериал /Frank Riva/, 2003 – Фрэнк
«Фабио Монтале» – т/сериал /Fabio Montale/, 2001 – Фабио
«Актеры» /Les Acteurs/, 2000 – Ален
«Возвращение Казановы» /Le Retour de Casanova/, 1992 – Казанова
«Наша история» /Notre histoire/, 1984 – Роберт
«Любовь Свана» /Un Amour De Swann/, 1984 – барон Шарль
«Тегеран-43» /Tegeran-43/, 1980 – инспектор
«Смерть негодяя» /Mort d'un pourri/, 1977 – Хавьер
«Двое в городе» /Deux hommes dans la ville/, 1973 – Джино
«Скорпион» /Scorpio/, 1973 – Жан
«Убийство Троцкого» /The Assassination of Trotsky/, 1972 – Фрэнк Джексон
«Бассейн» /La Piscine/, 1969 – Жан-Поль
«Искатели приключений» /Les Aventuriers/, 1967 – Ману
«Черный тюльпан» /La Tulipe noire/, 1964 – Жульен и Гийом
«Непокоренный» / L' Insoumis/, 1964 – Томас
«Леопард» /the Leopard/, 1963 – Танкреди
«Затмение» / L' Eclisse/, 1962 – Пьеро
«Дьявол и десять заповедей» /Le Diable et les dix commandements/, 1962 – Пьер
«На ярком солнце» /Plein soleil/, 1960 – Том Рипли
«Рокко и его братья» /Rocco e i suoi fratelli/, 1960 – Рокко
«Будь красивой и молчи» /Sois belle et tais-toi/, 1958 – Лулу

"