Posted 1 ноября 2005,, 21:00

Published 1 ноября 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:20

Updated 8 марта, 09:20

Рецепт британского кинопудинга

Рецепт британского кинопудинга

1 ноября 2005, 21:00
Рецепт британского кинопудинга

Шестой ежегодный кинофестиваль «Новое британское кино», прошедший с 4 по 10 октября в Москве, засвидетельствовал, что это кино находится на переходном этапе. Если сравнить с прошлыми годами, программа стала значительно более тенденциозной – как в политическом, так и в моральном смысле – однако в той же степени снизились художественные амбиции. Складывается впечатление, что единственной своей задачей британские кинематографисты видят сегодня формирование общественного мнения по наболевшим проблемам современности. В этом плане им можно позавидовать. Три фильма из десяти («Прощальный поцелуй», «Ясмин», «Гамбургский смертник») – об очень напряженных отношениях исламского фундаментализма с западной цивилизацией, другие три («Испытание любовью», «Наваждение», «Травма») – об очень депрессивном отношении западной цивилизации к самой себе. При этом англичане стремятся быть максимально объективными, для чего даже пожертвовали природным чувством юмора и самим понятием «жанра». Все вышеперечисленное тяготеет к одной монотонной драме, существующей как раз для честного и подробного анализа ситуации. Тем не менее при господстве монотонности фильм становится словно бы нелюбимой и неблагодарной работой для тех, кто его создавал. Когда развлечение как естественная часть жизни полностью исключено, анализ тоже, к сожалению, безжизнен. Остается одно тяжелое бремя – будь то бремя мусульманских традиций, международного терроризма или всеобщего отчуждения.

Многоопытный Кен Лоуч в «Прощальном поцелуе» пытается довести до состояния «современных Ромео и Джульетты» скромный роман пакистанского эмигранта с коренной местной жительницей в католической части Ирландии. Чтобы «честно» и «объективно» проанализировать гипотетические трудности, с которыми могут столкнуться не шибко религиозные молодые люди, принадлежащие к разным общинам, Лоуч вынужден постоянно идти на драматические натяжки, выдавать за «всеобщее состояние» совершенно случайные нюансы, а Ромео с Джульеттой все равно не выходит. Нет любви, и выходит скучная, ходульная история двух маловыразительных и малодушных слюнтяев. Им еще повезло со счастливым концом. С другой стороны, в «Гамбургском смертнике» Антонии Берд трагизм вроде обеспечен – речь тут об одном из реальных агентов «Аль-Каиды», находившемся за штурвалом одного из тех «Боингов», что таранили башни Торгового центра 11 сентября. И видна беспристрастность и даже уважение режиссера, представляющего «тех, кого таранили», к судьбам «тех, кто таранил». Берд пристально прослеживает путь молодого ливанца из хорошей семьи, учившегося в Гамбурге на стоматолога, к штурвалу «Боинга»-смертника. Многие сочли фильм происламским. Однако на каждом повороте заметно неличное, непережитое и лишь «долженствующее» отношение к материалу, что приводит буквально к смешным моментам. Современный интеллигентный ливанец стал моджахедом после промывания мозгов, произведенного по типу старосоветских пропагандистских фильмов вроде «Юность Максима», даже хуже. Его превращение неубедительно, после чего перестает убеждать сама идея анализа. Может быть, лучше им заниматься все же тем, кто причастен к событиям и изучил материал на своей собственной шкуре?

Та же непричастность и высасывание из пальца характерны для «экзистенциальных драм», посвященных по большей части переживанию смерти – но так, будто полвека назад не было ни Камю, ни Бергмана. Поэтому столь выигрышно смотрелся на фестивале режиссерский дебют продюсера Мэтью Вона «Слоеный пирог». Спродюсировав все фильмы Гая Ричи и будучи мужем Клаудии Шиффер, Вон имеет вкус к женской красоте, легкому ритму и закрученной интриге. Мало того, материал он знает, как родной. Речь только на первый взгляд о «криминальном мире». В отличие от Ричи, «Слоеный пирог» на примере современных гангстеров задает алгоритм любой «социальной встроенности», ее проблем и результатов – будь ты продюсер, пожарный или торговец наркотиками. Но, сделанный в жестком жанре бандитского триллера, фильм наконец-то содержит в себе все то, к чему мы привыкли в английском кинематографе, – стиль, юмор, блестящих актеров (Дэниел Крэйг, Майкл Гэмбон, Колм Мини, Кеннет Грэнхем, Джордж Харрис). Разнесенную на анекдоты «криминальную тематику» фильм, как ни странно, вдруг превращает во всеобщую драму – то, чего в нечеловеческих муках добивались другие участники фестиваля, но так и не добились.

Помимо Москвы и Питера, неделя британского кино пройдет в Ростове, Самаре, Нижнем Новгороде, Томске, Омске, Новосибирске, Красноярске, Иркутске и Екатеринбурге.

"