Posted 1 октября 2014,, 20:00

Published 1 октября 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:03

Updated 8 марта, 04:03

Растекутся мыслью

Растекутся мыслью

1 октября 2014, 20:00
Вчера Минобрнауки опубликовало критерии оценки школьных итоговых сочинений. Работы будут оцениваться по пяти параметрам. По результатам сочинения школьник получит либо «зачет», либо «незачет».

Тридцатого сентября завершилось общественно-профессиональное обсуждение проекта критериев, в котором участвовали руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов, представители Минобрнауки и специалисты ведущих вузов. В итоге сочинения будут оцениваться по пяти критериям: соответствие теме, аргументация с привлечением литературного материала, композиция и логика рассуждения, качество письменной речи и грамотность. Первый и второй критерии являются основными. При выставлении оценки преподаватели также должны смотреть на объем сочинения. Рекомендуемый объем – 350 слов. Если в сочинении меньше 250 слов, работа считается невыполненной.

В проекте сказано, что выпускник должен не просто уметь рассуждать в рамках темы, но и выбрать путь ее раскрытия: либо отвечать на вопрос, поставленный в теме, либо размышлять над предложенной проблемой, либо строить высказывания на основе связанных с темой тезисов. От школьников также будут требовать высокий уровень осмысления литературных текстов. На них нужно опираться, показывая знание тематики, проблематики, характеров, интерпретируя выбранное произведение в аспекте заданной темы. Согласно третьему критерию выпускник для зачета должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами, аргументировать высказанные мысли. Чтобы преподаватели высоко оценили сочинение по критерию «качество речи», школьник согласно проекту должен стараться избегать речевых штампов, использовать разнообразную лексику и различные грамматические конструкции.

«Незачет» ставится в том случае, если в сочинении не соблюдена тема, нет «коммуникативного замысла», если сочинение написано без использования литературного произведения или оно сильно искажено. Кроме того, основанием для неудовлетворительной оценки могут стать орфографические ошибки: в сумме больше пяти ошибок на сто слов.

«В сочинении должны проявиться не только итоги обучения в школе, но и личностная зрелость выпускника, способного рассуждать на жизненно важные темы с опорой на самостоятельно выбранные литературные произведения», – считает президент Русского общественного фонда Александра Солженицына Наталья Солженицына, под председательством которой проходил совет по вопросам итогового сочинения.

Сочинение станет обязательным в российских школах с декабря этого года. В апреле департамент образования Москвы утвердил темы, среди которых были такие: «Жизнь – это череда выборов», «Зачем планировать? Как планы влияют на нашу жизнь», «Для чего людям знать о тех, кто давно умер или вообще никогда не существовал?».

Критерии оценки и примерные темы сочинений весьма размыты, что будет затруднять работу и учащимся, и проверяющим, полагает в беседе с «НИ» эксперт всероссийского фонда «Образование» Олег Сергеев. «Если преподаватель посчитает, что тема не раскрыта, будет очень сложно доказать ему обратное, ведь это всё очень субъективно. Нужно не пытаться охватить необъятное, а четко определить черты, по которым то или иное сочинение будет считаться засчитанным», – считает эксперт.

«Наоборот, чиновники решили вернуться к неким историческим вещам, к классическому гуманитарному образованию в школе», – возражает ректор МГПУ, бывший замминистра образования и науки Игорь Реморенко. «Хорошо, что темы не фиксируют конкретное произведение, как это было раньше – например, известная многим школьникам прошлых лет тема «Катерина – луч света в темном царстве». В этом случае все заучивают определенный объем тезисов и воспроизводят его в сочинении. В новых критериях будет делаться ставка на самовыражение. Темы достаточно свободные, позволяют привлечь разную литературу, с помощью которой школьник попытается раскрыть свою аргументацию», – убежден г-н Реморенко.

При оценке сочинения нужно избегать «любых жестких, дробных алгоритмов», убежден член Совета по вопросам проведения итогового сочинения при Минобрнауки и учитель русского языка и литературы московской школы № 57 Сергей Волков. По его словам, жесткие схемы могут сковывать школьника и сделать его работу механической.

Примечательно, что сочинение будет оцениваться дважды: сначала учителями в школе, как допуск к ЕГЭ, затем – при поступлении в вуз, его преподавателями. Игорь Реморенко не исключил возможности, когда один из проверяющих ставит «зачет», а второй – «незачет», однако отметил, что в МГПУ постараются отнестись к этим сочинениям проще. «Это зависит от направления вуза, от того, на чем делает акцент вуз при обучении студента. Как вы понимаете, в техническом и гуманитарном вузе к этому сочинению будут предъявляться разные требования», – добавил ректор. По его словам, проверка сочинений не может быть объективной: «Если бы существовала система объективного набора баллов, это было бы уже не сочинение, а попытка подстроиться под этот набор баллов через формальный набор слов и мыслей».

Критерии оценки еще не окончательные, рассказал «НИ» заслуженный педагог РФ, член Совета по вопросам проведения сочинения Евгений Ямбург. «Их разместили для обсуждения, чтобы люди не думали, что это навязано сверху. Эти критерии слишком общие, это пока полуфабрикат. В конце недели должен собраться наш совет, на котором мы еще раз обсудим эти критерии», – рассказал он.

Выпускное сочинение школьники перестали писать с 2009 года, когда ЕГЭ был введен в качестве обязательного испытания при поступлении в вузы. Осталось лишь небольшое сочинение-рассуждение по заданному литературному фрагменту в части «С» ЕГЭ по русскому языку.

"