Posted 1 октября 2007,, 20:00

Published 1 октября 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:39

Updated 8 марта, 08:39

Внеклассная работа

1 октября 2007, 20:00
В России планируют создать ассоциацию учителей, которая будет заниматься экспертизой школьных учебников. Об этом в минувшую пятницу сообщил руководитель департамента образовательной политики Минобрнауки Игорь Ремаренко. Сегодня недостоверная информация встречается более чем в половине книг, официально одобренных минист

Сегодня более 60% учебников, рекомендованных Минобрнауки, не соответствуют никаким стандартам. К списку учебников с ошибками добавляется еще целая армия «лжеучебников», созданных на основе псевдонаучных теорий. Несмотря на их абсурдность, уроки по ним строят более чем в 80% российских школ. «Сейчас мы просто не можем пользоваться одним-единственным учебником при подготовке к уроку, – рассказала «НИ» преподаватель информатики школы № 842 Ольга Макарова. – Например, в разных учебниках по информатике название этой дисциплины определяется по-разному. У одних это наука сугубо о компьютере, у других – об информации вообще. В итоге учитель вынужден составлять «солянку»: кусочек из этого пособия, параграф – из другого и пара страниц из институтских лекций. А теперь представьте, как быть ученикам, которым все это нужно самостоятельно находить из разных источников».

Чтобы изменить ситуацию, руководитель департамента образовательной политики министерства Игорь Ремаренко призвал создать ассоциацию учителей по экспертизе учебников. Правда, пока не ясно, откуда должна появиться эта организация. Г-н Ремаренко уклончиво заметил: «Если в России возникнет достаточно устойчивая ассоциация учителей, которая выступила бы с инициативой участия в экспертизе учебников, министерство поддержало бы ее с радостью».

Пока же экспертизой школьных учебников занимаются три организации: Российская академия наук, Российская академия образования и Академия повышения квалификации работников образования. Г-н Ремаренко признал, что в экспертных комиссиях учителей очень мало. «Правда, учителя активно присылают свои замечания в адрес уже вышедших учебников, – рассказали «НИ» в пресс-службе министерства. – Это дело добровольное. Каждый может высказать свое мнение, и в академиях его учтут. Хотя, конечно, преподаватели пока не могут оценивать еще не вышедшие учебники».

Но одно дело – присылать замечания, а совсем другое – совмещать преподавание и работу в комиссии по экспертизе учебников. Причем абсолютно безвозмездно. «Платить из бюджета сотрудникам общественной организации не будут, – пояснил «НИ» президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. – А вот институту выделялись бы бюджетные деньги. Одно дело, когда учителя посылают в академии свои пожелания к уже вышедшим учебникам, и совершенно другое – добровольно проводить бесплатную экспертизу. А академиям сейчас привлекать педагогов к работе просто невыгодно. Там экспертизу ведут штатные сотрудники, а так придется дополнительно оплачивать труд учителей».

Эксперты отмечают: чтобы в корне изменить ситуацию, мало просто привлечь учителей к участию в экспертизе. Главное – правильно организовать процесс экспертной оценки. «Нужно создать не ассоциацию учителей, а постоянно работающий институт, который занимался бы только проверкой учебников, – пояснил «НИ» президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. – Если экспертизу будет проводить общественная организация, то ошибки тоже не исключены. У всех учителей свой взгляд на предмет. Они могут просто перессориться без пользы для дела. Чтобы этого не произошло, над ними должен стоять профессиональный методист. Кроме того, не дело, что экспертизу ведут три академии. Их задача – заниматься теоретическими научными исследованиями и разрабатывать стратегии развития образования. Получается, что у нас не решаются ни научные, ни прикладные задачи».

РОССИЯНЕ ХОТЯТ УЧИТЬСЯ 11 ЛЕТ

Социологи из фонда «Общественное мнение» выяснили отношение россиян к введению обязательного полного образования. 66% россиян и 84% москвичей высказались однозначно «за». В качестве основных плюсов обязательного 11-летнего образования 11% респондентов заявили: «оно бесплатное», 10% ответили еще более лаконично: «образование – это хорошо». Многие оптимистично убеждены, что закон повысит общий уровень образования в стране (9%), «люди станут умнее» (3%), и вообще «грамотность – веление времени» (4%). Некоторые участники опроса посчитали, что обязательная «одиннадцатилетка» позволит организовать молодежь, «чтобы дети не слонялись без дела на улице» (3%). К тому же она позволит выбирать профессию в более зрелом возрасте.
Сомневаются, что обязательное полное образование принесет пользу, 13% россиян. Главный аргумент «против» – лишение детей выбора. 4% участников вопроса убеждены, что «если школьники не хотят учиться, нечего их заставлять», столько же считают, что это и незачем, если «не все способны осилить 11 классов». Также по 1% респондентов упоминали, что полное образование можно получить в ПТУ и техникумах, так что «терять два года нет смысла», и что не всякая семья может себе позволить длительное обучение ребенка.
Большинство (54%) россиян, впрочем, убеждено, что полное среднее образование обязательно для всех вне зависимости от желания и возможностей учиться. Гораздо меньше (39%) респондентов считают, что учиться или нет столь длительный период – дело добровольное. При этом многие уверены, что идея засадить школьников за парты на 11 лет успехом не увенчается. Об этом сказали 40% участников опроса.

"