Posted 1 сентября 2015,, 21:00

Published 1 сентября 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 02:19

Updated 8 марта, 02:19

А поговорить?

А поговорить?

1 сентября 2015, 21:00
С этого учебного года во всех российских школах станет обязательным преподавание двух иностранных языков. Новый стандарт обучения вступил в силу с 1 сентября. Для тех учебных заведений, которые пока не готовы к нововведению, дается переходный период для адаптации. По словам экспертов, адаптация может сильно затянуться:

Как сообщил на днях министр образования и науки Дмитрий Ливанов, с 1 сентября российские школы переходят на обучение по новому стандарту, который гласит, что второй иностранный язык является обязательным элементом школьной программы, начиная с пятого класса. Глава Минобразования отметил, что иностранные языки способствуют развитию памяти и интеллекта, поэтому этот предмет занимает «достойное место в объеме школьной программы». При этом г-н министр упомянул, что сейчас не все образовательные учреждения готовы к нововведению. Для таких школ будет установлен переходный период.

По мнению экспертов, переходный период может сильно затянуться, поскольку до сих пор нет четкого понимания, как на практике реализовать пункт госстандарта, касающийся второго иностранного языка. Сопредседатель Межрегиональной профсоюзной организации работников образования «Учитель» Андрей Демидов констатирует, что имеющаяся школьная программа и так довольно сильно перегружена, поэтому для внедрения в нее занятий по изучению второго иностранного языка придется урезать какие-то предметы.

Однако основной проблемой является нехватка кадров. Особенно остро дефицит квалифицированных учителей ощущается в небольших провинциальных городах и в сельской местности. «Во многих сельских районах, тем более отдаленных, на данный момент преподавание и одного иностранного языка обеспечить сложно, – отмечает «НИ» г-н Демидов. Тем более есть жесткое требование: преподавание основных предметов должен осуществлять специалист, имеющий профильное педагогическое образование».

«Проводящаяся в настоящее время политика в сфере образования направлена как раз на сокращение количества учителей за счет повышения нагрузки на остающихся, – добавляет собеседник «НИ». – Эта тенденция просто не дает возможности привлекать каких-то дополнительных специалистов. А для молодых специалистов в школе не созданы привлекательные условия». Эксперт добавляет, что, несмотря на все заверения чиновников, во многих школах, особенно провинциальных, зарплаты остаются на довольно низком уровне: «Если будет запущена какая-то общероссийская программа по привлечению и закреплению выпускников педагогических вузов в школах, это, может, и удастся обеспечить. Но пока никаких практических движений в эту сторону мы не наблюдаем».

Обеспечивать себя учителями по второму иностранному языку, учитывая имеющиеся экономические условия, школы будут лишь формально, считает собеседник «НИ». Например, любой выпускник иняза имеет два языка – основной и дополнительный. Однако если человек 15 лет после окончания вуза преподает только, скажем, английский, то состояние второго языка, например французского, оставляет желать лучшего. А такими знаниями лучше не делиться. Соответственно, педагогу предстоит переучиваться, что также станет дополнительной материальной нагрузкой для него или для бюджета.

Вводить новые стандарты без необходимой базы – типичная практика, считает г-н Демидов: «Например, когда принимался закон об образовании в 2012 году, было предусмотрено множество необходимых изменений, подзаконных актов. Но они принимались потом еще чуть ли не два года. То есть закон вступил в силу, а подзаконных актов к нему не было. Думаю, с госстандартами будет та же ситуация». По мнению эксперта, когда министерство столкнется с тем, что огромное количество школ не в состоянии выполнить требования госстандарта касательно второго иностранного языка, тогда и будут внесены какие-то изменения. Например, действие этой нормы отложат на год или два: «При этом надо понимать, сумеем ли мы решить проблемы за это время».

"