Posted 1 сентября 2014,, 20:00

Published 1 сентября 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:17

Updated 8 марта, 04:17

Приманка ремонтом

Приманка ремонтом

1 сентября 2014, 20:00
Со вчерашнего дня благодаря поправкам в закон об ОСАГО автовладельцы могут выбирать между выплатой денег и ремонтом поврежденного автомобиля за счет страховщика. Правда, если срок выплаты денег ограничен 20 днями, то ремонта, возможно, придется ждать многие месяцы. При этом поправки распространяются только на договоры,

Согласно поправкам в закон об ОСАГО, теперь пострадавший автовладелец может сам выбрать форму страхового возмещения – выплату «живыми» деньгами или ремонт автомобиля, правда, при наличии у страховщика договоров со станциями техобслуживания.

Поправки регулируют те проблемные моменты, которые были выявлены за 11 лет применения закона об ОСАГО, поясняет «НИ» директор по методологии страхования Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Васильев: «Страховщик и раньше имел право предложить страхователю организовать ремонт транспортного средства по ОСАГО, но в законе эта возможность была прописана достаточно нечетко. Сейчас ответственность за сроки и качество ремонта возлагается на страховщика. Страховая компания не обязана заключать договор со станциями техобслуживания – это определенное конкурентное преимущество».

Г-н Васильев рекомендует при выборе страховщика посмотреть, с какими станциями техобслуживания у него заключены договоры в рамках ОСАГО. При этом срок ремонта законодательно не установлен, и не исключено, что автовладельцам придется ждать его многие месяцы, как нередко происходит с машинами, застрахованными по КАСКО.

Кроме того, на треть сократился срок урегулирования страховых случаев: страховщик после получения от потерпевшего полного пакета документов обязан в течение 20 календарных дней (за исключением нерабочих и праздничных дней) осуществить выплату, выдать направление на ремонт или направить мотивированный отказ. Новый срок урегулирования действует также только в случае, если договор ОСАГО виновника ДТП был заключен после 1 сентября текущего года.

Также поправки предполагают обязательный досудебный порядок разрешения споров по ОСАГО. Если потерпевший недоволен действиями страховщика, он должен вначале направить жалобу в страховую компанию. Страховщик, в свою очередь, в пятидневный срок обязан рассмотреть обращение и ответить на него. Порядок распространяется на все претензии (иски), поданные начиная с 1 сентября 2014 года, в том числе по договорам, заключенным до вступления в силу поправок.

«Нередко страховая компания на словах незаконно отказывает автовладельцу в удовлетворении жалобы. В письменном же отказе в удовлетворении претензии страховщикам придется пять раз подумать: им выгоднее будет заплатить, а то потом клиент пойдет с этой бумагой в суд, а страховщика по закону «О защите прав потребителей» еще и оштрафуют в размере 50% от суммы иска», – поясняет «НИ» президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.

Закон также возлагает ответственность за недобросовестные действия страховых посредников на страховщика, например, если страховой агент не перечислил в компанию вырученные за полис деньги. «Полисы часто покупаются у посредников, которые, к сожалению, не всегда работают добросовестно. Например, известны случаи, когда на первом листе двухслойного бланка полиса ОСАГО (который получает страхователь) все данные посредник вносит правильно, а во второй лист (который необходимо передать страховой компании) вписывает, например, прицеп, по которому страховая премия значительно меньше, – и разницу забирает себе», – рассказывает Евгений Васильев. Потом происходит страховой случай, и страхователь вынужден подтверждать подлинность полиса через суд. Однако, если страховая компания успела до наступления страхового случая подать заявление в правоохранительные органы о том, что бланки полисов были украдены или утрачены, она вообще не несет по ним ответственности.

Напомним, что первые изменения в закон об ОСАГО вступили в силу 2 августа: был введен безальтернативный порядок прямого возмещения убытков (потерпевший в ДТП может обращаться за возмещением только в свою страховую компанию) и увеличился лимит выплат по европротоколу (оформление ДТП без участия сотрудника ГИБДД) до 50 тыс. рублей. С 1 октября 2014 года лимиты выплат за имущественный вред повысятся со 120 тыс. до 400 тыс. рублей (одновременно увеличится и стоимость полисов ОСАГО на 25%). А с 1 апреля 2015 года с 160 тыс. до 500 тыс. рублей увеличатся и выплаты за вред, причиненный жизни и здоровью каждого потерпевшего в ДТП.

"