Posted 1 августа 2013,, 20:00

Published 1 августа 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:49

Updated 8 марта, 04:49

Порядковый номер

Порядковый номер

1 августа 2013, 20:00
Чипирование домашних животных – практика, пришедшая в нашу страну с Запада, где таким образом довольно успешно решают проблему потерявшихся животных. У нас эта услуга востребована куда меньше и то только в том случае, если кошку или собаку предстоит перевозить через границу. Как работает эта система и насколько она акт

Что такое чипирование и зачем оно нужно, большинство российских владельцев собак и кошек узнают только тогда, когда решают перевезти своего любимца через границу. В повседневной жизни, по крайней мере в нашей стране, эта система пока не очень эффективна. А вот на Западе при поиске потерянных животных ей уже пользуются вовсю. Подавляющее большинство домашних любимцев проходит процедуру вживления под кожу крохотного микрочипа, содержащего исчерпывающую информацию о кошке или собаке, а главное – координаты ее хозяина. Поэтому, если животное потерялось, специальные службы могут без труда его просканировать и вернуть законному владельцу. Вопреки расхожему мнению, подобные микрочипы не имеют ничего общего с системой GPS, которая помогла бы еще быстрее обнаружить пропажу, однако с их появлением эффективность поисков заметно возросла.

Найди меня

Сама процедура чипирования занимает буквально пару минут. Ее можно сделать как в ветеринарной клинике, так и вызвав врача на дом. Обойдется такое удовольствие в среднем в 1,5–2 тыс. рублей. Микрочип, вживляемый под кожу животного, вводится специальным шприцом, чуть большего размера, чем обычный. В итоге получение электронного паспорта больше похоже на обычную инъекцию. Место для нее (а это в зависимости от породы может быть или лопатка, или область за ухом) протирается обеззараживающим раствором, а затем делается укол. По ощущениям для животного такая процедура сравнима с обычной прививкой. Затем в зависимости от каждой конкретной ситуации ветеринар может дополнительно ввести дозу антибиотика, чтобы предотвратить воспаление.

Большинство чипированных животных – это собаки и кошки, которые вместе с хозяевами отправляются в путешествие. По словам врача-ветеринара клиники «Пушистый хвост» Сергея Адвахова, 90% всех его «клиентов» составляют йоркширские терьеры и чихуахуа. Однако эту процедуру можно делать хорькам, рептилиям и даже птицам. Введение чипов племенному скоту и зверям из зоопарков уже давно стало обычным явлением.

Насколько чипирование домашних животных применимо к современным российским реалиям – пока вопрос. По сути, внутри страны чип может пригодиться только в двух случаях. К примеру, если потерявшаяся собака, сохранившая презентабельный вид, привлечет внимание сердобольного прохожего, который решит показать ее ветеринару, и тот, просканировав животное, обнаружит чип. Второй вариант – специальные службы отлова или поддержки бездомных животных. В последнее время многие из таких организаций, функционирующих в Москве, обзавелись сканерами, которые могут считывать информацию с чипов, поэтому шансы найти потерявшееся животное несколько возрастают.

Однако, несмотря на эти позитивные изменения, в России, даже в крупных говорах, чип пока практически бесполезен. Даже обычный ошейник с координатами владельца окажется более эффективным: во-первых, он сразу бросается в глаза, а во-вторых, узнать необходимую информацию тут можно без специальных устройств.

Кто во что горазд

Другое дело – поездки за рубеж. В этом случае чип просто необходим. Согласно правилам Европейского союза (ЕС), с 2004 года пересекать его границу могут только чипированные животные. Причем данные с устройства должны совпадать с документами на животное, иначе въезд будет закрыт. «Такие меры в первую очередь были приняты для того, чтобы не допустить ввоз на территорию ЕС больных животных, – комментирует руководитель направления по мелким домашним животным компании Globalvet Софья Астоян. – К примеру, у меня есть две собаки одинаковой породы и возраста, но одна из них больная. Раньше по обычным документам больную собаку всегда можно было выдать за здоровую, а сейчас, благодаря чипу, это уже невозможно. Кроме того, чип препятствует действиям контрабандистов, которые, в частности, пытаются провезти украденных животных».

Чип также в почете у заводчиков и организаторов выставок. Благодаря такой системе животные избавляются от ненужных страданий при нанесении татуировки, раньше считавшейся единственным достоверным способом отличить одного от другого. К тому же при наличии чипа метрику подделать практически невозможно, а это значит, что родословная собаки или кошки уже не будет вызывать никаких сомнений.

Система чипирования животных в нашей стране по-прежнему находится в зачаточном состоянии. Причем если бы не требования ЕС, она вообще бы не получила распространения. Поэтому неудивительно, что при ближайшем рассмотрении в ней можно обнаружить множество слабых мест. Однако главная проблема – отсутствие единой базы данных на чипированных животных. В России существует несколько таких баз. Некоторые из них содержат сведения о 3–8 тыс. носителей чипов, а некоторые хранят данные о ста тысячах. Каждая из этих баз так или иначе связана с международной системой, а вот между собой они пока согласуются неважно. Поэтому нередко случается, что владелец чипированного животного, введя в поисковую строку 15-значный номер, обнаруживает, что его любимец «в списках не значится». Поэтому, прежде чем обращаться в ветеринарную клинику и заказывать там подобную услугу, стоит поинтересоваться, с какой базой она сотрудничает.

В Европе дела обстоят по-другому. Там чип в большинстве случаев обязателен, причем не только для пересечения границы. В странах ЕС эта система действительно позволяет успешно находить потерявшихся кошек и собак. Причем в этом уже успели убедиться и наши граждане. «На моей практике были два случая, когда животные россиян терялись в Германии и Болгарии. – поясняет г-жа Астоян. – Одну собаку удалось найти уже через два часа, а вторая вернулась к хозяину на вторые сутки».

Впрочем, в Европе единая база также отсутствует, однако это обстоятельство не имеет никакого значения, если учесть, что все локальные базы в одной стране активно сотрудничают как друг с другом, так и с базами других государств.

"