Posted 1 августа 2007,, 20:00

Published 1 августа 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:25

Updated 8 марта, 08:25

Приказывали молчать

1 августа 2007, 20:00
Пятеро членов экипажа атомной подводной лодки К-27, потерпевшей катастрофу в мае 1968 года, обратились с открытым письмом к президенту Владимиру Путину, в котором просят восстановить справедливость в отношении их сослуживцев – граждан Украины. В 1998-м, когда отмечалось 30-летие подвига экипажа К-27, они в отличие от с

Правда о трагедии, случившейся 24 мая 1968 года на советской атомной подводной лодке К-27, стала просачиваться в СМИ лишь в 90-х. Такая сверхсекретность объяснялась тем, что К-27, шестая по счету в первом поколении отечественных подводных атомоходов, была и остается уникальной. Ее мощный ядерный реактор работал на жидкометаллическом теплоносителе. По словам экспертов, этот реактор по сей день остается технологическим чудом.

Постановление о разработке «проекта 645» Совет министров СССР принял в октябре 1955 года, а уже через год конструкторы доложили партии и правительству: работы завершены. По своим тактико-техническим элементам К-27 не уступала, а по скорости хода и глубине погружения превосходила американские аналоги. Первые испытательные походы состоялись весной 64-го. Как вспоминают ветераны-подводники, экипаж действовал на пределе человеческих возможностей. Моряки под командованием капитана 2 ранга Ивана Гуляева установили мировой рекорд – 52 суток без всплытия на поверхность. В 65-м, когда командиром был уже капитан 2 ранга Павел Леонов, К-27 два месяца пребывал в водах Средиземного моря, прервав там монополию 6-го флота США.

За мужество, проявленное во время этих походов, экипаж был награжден боевыми орденами и медалями, а первый командир лодки удостоился Золотой Звезды Героя...

Обо всем этом рассказали в письме президенту Владимиру Путину пятеро из восьмидесяти оставшихся в живых членов экипажа. То, что из 144 человек дожили до наших дней чуть больше половины, – результат катастрофы, происшедшей на К-27 24 мая 1968 года. Вся команда тогда переоблучилась, но ни один из моряков не покинул свой пост, пока лодка не вернулась на базу.

Слава атомохода была громкой, но, так сказать, в узких кругах. Из тех, кто прошел на нем службу, четверо стали Героями, пятеро вице-адмиралами и контр-адмиралами. На базе К-27 было создано семь уникальных субмарин. Однако о трагедии в мае 68-го было впервые сказано во всеуслышание лишь четверть века спустя. Тогда же, в начале 90-х, некоторым из оставшихся в живых удалось получить на руки справку о том, что в результате катастрофы они были облучены. Правда, без указания дозы радиации. До сих пор не рассекречены подробности аварии, не названы имена ее виновников. О той горечи, которую почти сорок лет хранят в душе герои-подводники, говорят незатейливые, но пронзительные стихи капитана 3 ранга Владислава Домбровского, написанные во время очередного лечения в госпитале: «Горели и тонули мы,/ Да что там вспоминать,/ Молчали об авариях –/ Приказано молчать./ И все ж нас рассекретила/ Чернобыля беда. / Воистину, подводники, / Нет худа без добра!..»

В мае 1998-го, когда отмечалось 30-летие подвига экипажа К-27, большая группа оставшихся в живых указом президента РФ была награждена орденами Мужества. Увы, как сегодня пишут пятеро капитанов-ликвидаторов ядерной аварии Владимиру Путину, запоздалой благодарности не удостоились уже ушедшие моряки, а также те, кто оказался «иностранцами» – граждане Украины. К слову, копию письма ветеранов президенту передал в редакцию «НИ» бывший подводник, а ныне журналист Ян Топоровский, живущий в Израиле.

«В далеком мае 1968 года, – говорится в письме, – все члены экипажа, гражданами какой бы страны сегодня они ни считались, совершили подвиг, и ценою своей жизни и здоровья предотвратили ядерную аварию международного масштаба. Очень верим Вам, уважаемый Президент, что подвиг наших сослуживцев будет оценен по достоинству, тем более приближается 40-я годовщина той далекой ядерной аварии».

"