Posted 1 августа 2006,, 20:00

Published 1 августа 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:13

Updated 8 марта, 09:13

Очередь за манной кашей

Очередь за манной кашей

1 августа 2006, 20:00
Вчера на заседании правительства Москвы мэр Юрий Лужков в очередной раз заговорил о том, что столице остро не хватает детских садов. На их строительство, а также на реализацию молодежной программы в целом мэр пообещал выделить 10 млрд. рублей. А руководители столичного комплекса архитектуры, строительства, развития и р

Между тем, очередь на «садик» в городе растет устрашающими темпами. Вчера в Москве начали работу специальные комиссии по приему детей в дошкольные учреждения, но родители в их эффективность верят плохо. Они говорят, что в садах разговор с заведующими начинается с фразы «мест нет», а заканчивается диктовкой номера банковского счета.

Главной темой вчерашнего заседания столичного правительства стала концепция программы «Молодежь Москвы 2007–09», ознакомившись с которой, Юрий Лужков не упустил момента и заговорил на излюбленную тему о восстановлении потенциала детских садов. «Для того чтобы молодая семья смогла получить жилье, работать требуется обоим родителям, – заметил градоначальник. – А при маленьком ребенке это сделать проблематично. То есть семья должна или жить впроголодь, накапливая денег на жилье, либо отказаться от приобретения квартиры». Мэр напомнил, что будущий 2007 год объявлен годом ребенка, и столица его встречает как-то неправильно, сегодня в городской очереди на места в дошкольные учреждения стоят почти 15 тысяч семей.

Между тем, вчера по всему городу начали работу комиссии по распределению малышей в детские сады. «Уже со вторника родители могут обращаться в окружные управления образования, в специально созданные комиссии. Там им объяснят, какие документы нужно принести для устройства ребенка в садик, расскажут, в каких садах еще есть места, – объяснил «НИ» начальник пресс-службы департамента образования Москвы Александр Гаврилов. – Все данные о заполняемости садиков занесены в компьютер, так что долго ждать ответа на запрос не придется».

Сторонники новой системы утверждают – наконец-то очереди в детские сады можно будет держать под контролем, регулировать и в конце концов вовсе от них избавиться.

«К сожалению, детские сады в Москве очень разнятся по статусу. И руководители этим пользуются. В какие-то сады надо записывать ребенка чуть ли не до рождения, в какие-то можно записаться прямо накануне поступления, – рассказал «НИ» председатель Российского детского фонда Альберт Лиханов. – Но в любом случае, чтобы пристроить ребенка, надо платить так называемый благотворительный взнос. Комиссии, насколько я понимаю, призваны решить обе эти проблемы: во-первых, уравнять детские учреждения, обеспечить детям одинаковые стартовые условия для развития, во-вторых, решить проблему взяток – директора детских садов будут вынуждены подчиняться указаниям сверху».

На горшке сидел король

Сами москвичи в то, что при приеме малышей в детсад можно будет обойтись без взятки, не верят. «Все идет к тому, что платить придется дважды, – считает отец троих детей, москвич Алексей Самсонов. – Сначала комиссии, чтобы дали направление в нужный садик, а потом и дирекции садика – за то, чтобы это направление приняли. Система поборов функционирует слаженно, она не скоро исчезнет. Чтобы устроить первого ребенка в сад, я перечислил 300 долларов через Сбербанк на счет благотворительного фонда, а каждый месяц плачу еще по 100 долларов таким же образом. Хотя прекрасно знаю, что львиная доля всей этой благотворительной помощи оседает в карманах дирекции».

Нередко руководители дошкольных учреждений зарабатывают еще и тем, что устанавливают цену за бесплатные услуги. Так, запись в специальную логопедическую группу или поездка в оздоровительный центр на процедуры в некоторых детсадах Москвы стоит 1 тыс. руб., хотя при наличии медицинских показаний все это должно быть бесплатным.

С подобным алгоритмом хорошо знакомы, пожалуй, все, кому предстоит или уже приходилось отдавать своих детей под присмотр детсадовских воспитателей. А вот о новой системе мало что знают. Лишь в немногих детских садах появились объявления о новых правилах набора. Большинство принимает дошколят по старинке, решая все вопросы с родителями на месте. Как правило, разговор начинается с фразы «мест нет», а заканчивается диктовкой номера банковского счета.

«Где же вы были раньше? Группы давно укомплектованы, – встретила корреспондента «НИ» и.о. заведующей одного из детских садов Восточного округа Москвы. – По двадцать человек в каждой, не на пол же вашего ребенка в тихий час класть!». Через пять минут разговора по душам женщина заметно смягчилась и принялась расспрашивать, есть ли московская прописка у ребенка, в каком районе Москвы живем. Эти вопросы не были праздными. За месяц пребывания в детском садике родителям-москвичам нужно перечислить на банковский счет 770 рублей, а вот «благотворительная помощь» от иногородних достигает уже 5100 рублей.

«Возможно, чьи-то родители передумают или переедут в другой район, – продолжила сотрудница детского сада, многозначительно взглянув исподлобья. – Вот вам мой номер телефона, позвоните через два дня, я буду знать точно».

Хлебное время для частных нянь

После уплаты вступительного взноса родителям надо быть готовым к постоянным поборам. Кто-то заранее оговаривает фиксированную сумму ежемесячных пожертвований, кому-то несколько раз в месяц приходится сдавать то на охрану, то на шторы, то на новое постельное белье, входную дверь, ремонт шкафчиков в раздевалке и, наконец, подарки на день рождения.

Нередко мелкие «взносы» выливаются в солидную сумму, так что некоторым родителям приходится искать альтернативу. Одним из вариантов являются домашние детские садики, расположенные в обычных трех-четырехкомнатных квартирах. Предприимчивые домохозяйки превращают гостиную в игровую, а остальные комнаты – в спальню и столовую. Самое хлебное время для частных нянь-воспитательниц приходится как раз на лето, когда обычные детские сады закрыты на каникулы.

Как правило, за детьми присматривают бывшие воспитательницы, которым надоело трудиться на благо муниципальных дошкольных учреждений. Именно поэтому распорядок дня и развивающие программы мало чем отличаются от установленных в обычных садиках. В положенное время – обеды, уличные прогулки, занятия и даже утренники. На стенах в прихожей развешаны рисунки и поделки маленьких воспитанников. А питание как дома, потому что воспитатели готовят самостоятельно.

«В Строгино наш домашний садик единственный, – рассказывает «НИ» воспитатель и по совместительству предприниматель Алина Морозова, – поэтому он пользуется большим спросом. Пристроить ребенка в муниципальный садик сейчас достаточно трудно, мест нет. А к нам все-таки полегче. К тому же мы не требуем документов, таких, как прописка или медицинская справка. И так можно понять, болен ли ребенок и из какой он семьи. Правда, в домашних детсадах обычно принимают ограниченное количество ребят примерно одного возраста. Для меня оптимально следить за шестью–семью детьми».

Домашние детские сады – удовольствие для семей скорее со средним достатком. Плата за месяц от 8 до 15 тыс. рублей. Существенный минус таких учреждений кроется в том, что почти все они работают без лицензий и официальных аккредитаций. В лучшем случае бывшие воспитатели оформляются как частные предприниматели без образования юридического лица. По словам главного специалиста управления дошкольного и общего образования департамента образования Веры Слепцовой, закон не запрещает воспитателям таким образом регистрировать свои услуги, но в таких условиях остаются юридически незащищенными дети и родители, контролирующие структуры здесь бессильны.

"