Posted 1 июля 2015,, 21:00

Published 1 июля 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 02:21

Updated 8 марта, 02:21

Воздушная тревога

Воздушная тревога

1 июля 2015, 21:00
В июне из Москвы в Анапу отправился первый железнодорожный чартер: билеты на него включены в турпутевку, а время отправления и прибытия привязано к заселению и выезду из гостиниц. Эксперты уверены, что чартерные железнодорожные перевозки могут составить конкуренцию самолетам, в том числе и потому, что часть туристов по

Скажем прямо: автор статьи – аэрофоб. Я определенно боюсь летать. Не до такой степени, конечно, чтобы никогда не садиться в самолет. Но каждый раз, взлетая, я неизменно говорю себе, что уж этот раз – точно последний.

В самолете меня напрягает всё: от милой болтовни соседа до необходимости дойти до туалета, где все трясется, шумит и непонятно куда сливается. Я напряженно вглядываюсь в лица стюардесс – нет ли признаков, что что-то пошло не так? Я прислушиваюсь ко всем подозрительным звукам, а иногда пытаюсь убедить себя изо всех сил, что я еду в автобусе: надо только представить, что иллюминаторы – это окна, а внизу – земля. Одним словом, все мои мысли в самолете – только о том, когда же, черт возьми, это закончится и будь проклят тот день, когда я решила куда-то лететь. Сидела бы себе дома и забот не знала. Когда (о чудо!) я наконец выхожу из самолета и чувствую под ногами землю – нет на свете человека счастливей меня.

Уже окончательно придя в себя, я задаю себе вопрос: почему же, собственно, я боюсь? Самым точным ответом будет такой – я боюсь потому, что ничего не контролирую и от меня ничего не зависит. Как будто бы на земле зависит...

Не всё под контролем

Все много раз слышали, что самолет – одно из самых безопасных средств передвижения, очень надежная конструкция, где все системы дублируют и при необходимости могут заменить друг друга. Что машины по статистике бьются гораздо чаще. Что пассажир самолета имеет один шанс из 45 миллионов попасть в авиакатастрофу с летальным исходом. Что каждую секунду в воздухе находится от 4 до 10 тысяч самолетов, и все они, как правило, благополучно садятся...

Но почему-то не верится. Как ни крути, а факт наличия земли под колесами успокаивает. Да и механизм ясен – двигатель работает, колеса крутятся, машина едет. А еще кажется (заметим, именно кажется!), что ты всегда можешь повлиять на ситуацию. А в самолете непонятно ничего, сколько ни читай про принципы аэродинамики, и повлиять невозможно ни на что. Отсутствие понимания, что и как работает в стальной летающей махине, – первая причина страха. Чувство потери контроля – вторая.

Психологи выделяют несколько видов аэрофобии, и боязнь разбиться – лишь одна из них. Часто страх самолетов сопряжен с боязнью высоты, замкнутых пространств, турбулентности. Многие пациенты психологов, жалующиеся на страх полетов, имеют гипертрофированную потребность в контроле над ситуацией, а для некоторых характерны панические атаки и навязчивые состояния.

Для аэрофобов характерна общая тревожность и стремление тотально контролировать свою жизнь. «Аэрофоб – это тревожный человек, не умеющий справляться со своими страхами. Один из главнейших его страхов – страх за свою жизнь, страх катастрофы, часто – боязнь высоты или страх замкнутого пространства. Кроме того, такому человеку бывает страшно доверить свою жизнь мастерству пилота», – объясняет Наталья Московкина, психолог по экстремальным ситуациям.

Заметим, что очень часто родители сами способствуют формированию тревожности у детей, а в дальнейшем – и появлению аэрофобии. Для этого нужно совсем немного – достаточно самому быть высокотревожным или авторитарным родителем, постоянно требующим от своего чада осторожности во всем. Поэтому родителям-аэрофобам как минимум не стоит демонстрировать свою фобию детям, ведь те быстро перенимают страхи. К тому же развитию аэрофобии в значительной мере способствуют СМИ – для впечатлительного человека сюжеты про катастрофы просто губительны. Например, было замечено, что в США процент аэрофобов вырос после теракта 11 сентября 2001 года, хотя «авиакатастрофой» в привычном смысле эту трагедию назвать сложно.

Тревожность можно победить, однако этому не способствует редкость полетов у большинства людей. Многие летают от силы один-два раза в год, а этого мало для того, чтобы выработать механизм адаптации к авиапутешествиям.

Рецепт от страха

Статистика неумолима – от 15 до 20% взрослого населения страдают аэрофобией. 10% из них отказываются от перелетов совсем. По данным ВЦИОМ, из 70% россиян, не пользовавшихся авиаперевозками в последние годы, 8% отказываются летать именно из-за страха.

Аэрофобия сильно снижает качество жизни, доставляя огромное количество проблем. Люди, боящиеся летать, всеми правдами и неправдами прокладывающие маршруты по земле, лишь бы не садиться в самолет, тем самым теряют кучу времени. Портят карьеру, отказываясь от должностей, где необходимо много летать в командировки. Не путешествуют туда, куда кроме как на самолете не добраться. Наконец, испытывают огромный стресс, если лететь все же пришлось. Может ли как-то аэрофоб победить свой страх или по крайней мере снизить градус переживаний?

Да, может. «Во-первых, надо научиться любому способу релаксации, их существует большое множество, и в полете им можно пользоваться, причем отрепетировать релаксацию надо заранее. Это может быть дыхательная, мышечная, зрительно-образная релаксация. Во-вторых, использовать легкие успокаивающие препараты, но не алкоголь: реакция на спиртное может быть парадоксальной, человек может только усугубить свои переживания. Если же ситуация серьезная и простой релаксацией не обойтись, надо прибегать к помощи психотерапевта», – советует кандидат медицинских наук Марк Сандомирский.

Начинать лечение, добавляют психологи, лучше индивидуально. И лишь выяснив точную причину своих страхов, можно переходить к групповым тренингам. Последних, кстати, сейчас существует немало. Например, в Шереметьево в терминале Е пару лет назад появился экспресс-центр по лечению аэрофобии, где оказывают предполетную психологическую помощь. Имеется специальный тренажер «Виртуальная реальность» – в нем у человека создается полная иллюзия полета. Психолог видит, какого рода фобии – рациональные или иррациональные – испытывает человек и выдает аэрофобу список конкретных рекомендаций.

Конечно, все зависит от каждого конкретного случая, но все-таки чаще всего аэрофобию можно вылечить или значительно облегчить. К тому же, добавляет Наталья Московкина, сокращение числа страдающих аэрофобией – вопрос времени: «Если вспомнить историю, то с появлением каждого нового вида транспорта – автомобиля или железной дороги – обязательно появлялись люди с соответствующими страхами. Однако по мере того, как новый вид транспорта становился обыденным, число людей, боящихся машин или поездов, резко уменьшалось. Когда самолет станет обыденным средством передвижения для большинства, то количество страхов резко снизится».

"