Posted 2 июля 2013,, 10:01

Published 2 июля 2013,, 10:01

Modified 8 марта, 05:06

Updated 8 марта, 05:06

Ракета «Протон-М» со спутниками ГЛОНАСС рухнула на Байконуре

Ракета «Протон-М» со спутниками ГЛОНАСС рухнула на Байконуре

2 июля 2013, 10:01
Ракета «Протон-М» со спутниками ГЛОНАСС рухнула на Байконуре

Во вторник утром в районе космодрома Байконур разбилась ракета-носитель «Протон-М», которая должна была доставить на орбиту три спутника системы ГЛОНАСС.

По предварительным данным телеметрии, на четвертой секунде полета ракеты начались отклонения по тангажу. На 17-й секунде прошло аварийное выключение двигателей. После этого ракета начала разваливаться в воздухе, на 32-й секунде она упала и взорвалась.

Трансляцию запуска вел телеканал «Россия 24». На записи видно, что после старта ракета начала вращаться, несколько раз изменила курс, после чего полетела по направлению к земле, начала разрушаться в воздухе и загорелась. При столкновении с землей взорвалось топливо ракеты.

Как передает INTERFAX.RU, ракета рухнула в 1,5 км от стартового комплекса. По информации пресс-службы Роскосмоса, падение произошло приблизительно в 2,5 км от стартового комплекса. По словам очевидцев, на месте падения ракеты образовалась воронка диаметром 150-200 метров.

Точная причина катастрофы пока не установлена, поскольку продолжается расшифровка телеметрии, на что потребуется от нескольких часов до нескольких дней. Но по предварительным данным, причиной падения ракеты стали неполадки в двигателе первой ступени, либо в системе управления.

«Первый анализ телеметрической информации и видеозаписи начальных секунд полета ракеты-носителя «Протон-М» позволяет предположить отказ одного из рулевых двигателей. При этом маршевые двигатели первой ступени ракеты продолжали работать вплоть до ее падения. Судя по всему, автоматика зафиксировала отказ, но не выключила маршевые двигатели, чтобы увести ракету дальше от места старта», - сказал агентству источник на Байконуре.

Сообщается, что после крушения ракеты над местом аварии образовалось облако из крайне ядовитого топлива – гептила. В этой связи персонал стартовых комплексов, которые находились на пути движения облака, был эвакуирован. Всего в баках «Протона-М» в момент старта было около 600 тонн топлива и окислителя. Гептила в баках ракеты было 172 тонны.

Глава Казкосмоса Талгат Мусабаев заявил, что в результате взрыва на месте падения произошло почти полное выгорание гептила. Однако остатки облака гептила пошли в три разные стороны, в том числе в сторону Байконура. Ситуацию улучшило то, что пошел дождь, который прибил облака гептила к земле. Вместе с тем, власти Казахстана готовятся провести на месте падения ракеты «большой объем» дегазационных работ.

По информации INTERFAX.RU, ущерб от катастрофы оценивается примерно в 200 млн долларов. 80-100 млн - это стоимость запуска ракеты «Протон-М». Еще столько же могут стоить три потерянных спутника ГЛОНАСС. Отмечается, что космический пуск был застрахован на 6 млрд рублей. Около 90% объема ответственности приходится на «Русский страховой центр» (РСЦ).

Расследованием катастрофы «Протон-М» будет заниматься спецкомиссия Роскосмоса под председательством замглавы космического ведомства Александра Лопатина. Сообщается, что информация о катастрофе и предварительных причинах ЧП доведена до руководства страны.

Как передает РИА Новости, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев потребовал представить список ответственных за ЧП с аварией ракеты «Протон-М», включая руководство Роскосмоса. Также Медведев поручил вице-премьеру Дмитрию Рогозину сформировать правительственную комиссию по расследованию причин падения ракеты.

По данным представителей российской космической отрасли, сегодняшняя катастрофа на Байконуре может привести к отсрочке других запусков с космодрома. Ожидается, что пуски с Байконура могут возобновиться только осенью.

Добавим, что это уже не первая катастрофа ракеты «Протон-М». Так, в декабре 2010 года стартовавшая с Байконура ракета «Протон-М» также со спутниками ГЛОНАСС упала в Тихом океане. Причиной крушения ракеты стали неполадки в разгонном блоке ДМ-03. В ходе расследования выяснилось, что в разгонный блок по ошибке залили лишний объем окислителя, что привело к неполадкам.

А.

"