Posted 1 июля 2009,, 20:00

Published 1 июля 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 02:26

Updated 8 марта, 02:26

Фестиваль

Фестиваль

1 июля 2009, 20:00
Международный кинофестиваль имени Андрея Тарковского «Зеркало» прошел в этом году в Иванове и Ивановской области в третий раз. И уже можно говорить о том, что у фестиваля есть свое лицо, он не похож на другие, и это главное.

Главный приз кинофестиваля жюри под председательством драматурга Рустама Ибрагимбекова присудило фильму режиссера Андрея Хржановского «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину». Эта же картина была удостоена награды Гильдии киноведов и кинокритиков России. Абсолютно справедливое решение. Это очень тонкое, мудрое, эмоциональное, красивое кино, посвященное поэту Иосифу Бродскому. Его жизни, воспоминаниям, фантазиям. И в то же время картина невероятно личная, она будит также и зрительские воспоминания – о детстве, о родителях, о собственной жизни. В некоторых моментах просто невозможно удержаться от слез.

Приз за режиссуру получил режиссер из Финляндии Микка Соини за фильм «Томас». Эта неторопливая картина, действительно практически безупречная по режиссуре, рассказывает об одиноком старике и удивительным образом перекликается с французским фильмом «Под крышами Парижа», который был удостоен главного приза кинофестиваля «Зеркало» в прошлом году.

На фестивале была представлена программа «Наше новое кино». В ее адрес директор программ фестиваля «Зеркало» Сергей Лаврентьев услышал немало упреков. «Как же так, – возмущались журналисты, – на фестивале имени Тарковского показаны фильмы такого невысокого качества». Действительно, наряду с сильными картинами, такими как «Дикое поле», были показаны фильмы совсем невысокого уровня, как «Красный жемчуг любви». С другой стороны, это как раз давало общее представление о состоянии дел в современном отечественном кинематографе. Впрочем, шедевры – явление штучное, и не стоит ожидать, что наш кинематограф ежегодно будет выдавать по нескольку картин уровня «Зеркала» Тарковского. Такое вообще бывает нечасто. И не только у нас, но и во всем мире. Сергей Лаврентьев напомнил, что в год выхода фильма «Зеркало» рекордсменом советского проката стала картина «Теща». И где теперь эта «Теща», кто ее помнит? Кстати, программный директор внес очень интересное предложение для программы следующего фестиваля. Он предложил показать все фильмы, которые выходили в один год с картинами Андрея Тарковского. Такая весьма любопытная ретроспектива по годам. В одно и то же время с «Андреем Рублевым», например, вышли «Джентльмены удачи». А вместе с «Солярисом» появились «А зори здесь тихие», «Печки-лавочки» и «Табачный капитан».

Одним из почетных гостей кинофестиваля в этом году стал известный польский режиссер Кшиштоф Занусси. Он опоздал на открытие, но успел к банкету, где председатель оргкомитета фестиваля, губернатор Ивановской области Михаил Мень вручил ему приз «за вклад в мировой кинематограф». В дни кинофорума в Иванове прошла ретроспектива его картин. Пан Занусси был знаком с Андреем Тарковским, более того, они даже дружили.



Кшиштоф Занусси: «Я очень рад, что попал на этот фестиваль. Я долгие годы дружил с Андреем Тарковским, он часто рассказывал о своем детстве, так что я имел представление и о его доме, и об этой земле, где он провел детские годы. Поэтому это мне особенно близко. И я рад, что вы храните память об одном из редких гениев мирового кино, и продолжаете делать главный акцент на серьезные фильмы. Это кино, у которого есть особенное место на рынке. Это то, что продается в магазинах под вывеской «Деликатесы». Остальное – массовка. Есть такой сектор общества, элита, авангард, можно назвать как угодно, и это те люди, которые требуют от искусства, чтобы оно было глубоким, оригинальным, серьезным, чтобы в нем были и красота, и мудрость жизни. А массовое искусство может функционировать и без мудрости. И если этот фестиваль обращает внимание на такой вид искусства, это для меня важно. И это продолжение того, что делал Тарковский».



Сергей Соловьев: «Мы – выпускники одной мастерской Михаила Ильича Ромма, только он поступил во ВГИК раньше меня на пять лет. Начались мои занятия в институте на первом курсе, мы сидим в аудитории, вдруг заглядывает какой-то, как мне показалось, пацан, с газетным кульком под мышкой. Наш педагог Римма Александровна Жигалко сказала: «Андрей, что ты там толкаешься в дверях, заходи». Зашел неизвестный мне Андрей и говорит: «Я зашел похвастаться, это «Золотой лев» венецианский» – и развернул газету. Мы захлопали, и с этого началось наше реальное обучение во ВГИКе. А когда Андрей монтировал «Зеркало», у меня была невероятно счастливейшая возможность работать рядом, мы монтировали в соседних комнатах. В коридоре стоял черный диван, а рядом большая коробка, куда все кидали окурки. А напротив были туалеты. И мы с ним по очереди приходили и ложились на этот диван, с философским видом слушали, как хлопают двери сортира и нюхали эту самую поганую, но замечательную коробку. И я был одним из первых зрителей «Зеркала». Не потому, что я такой хороший, а потому, что я рядом болтался, с одного дивана практически. Несмотря на весь свой огромный пиетет по отношению к Андрею, когда я первый раз посмотрел этот фильм, я ничего не понял. Кто кому кем приходится? Абсолютно было неясно. И я дал Андрею ужасающий по цинизму и моей собственной дурости совет «а ты напиши такую бумажку и раздавай зрителям, чтобы было понятно – это мама, это жена, чтобы они, как в опере, заглядывали в программку». Он посмотрел на меня, как на полного идиота. А он, надо сказать, человек был совсем не сладостный, и тот его взгляд был уничтожающий. И только через несколько лет, посмотрев эту картину, я понял ее совершенно грандиозное содержание и величие».



Очень ценно, что на фестиваль приезжают люди, лично знавшие Андрея Тарковского, которые могут рассказать множество интересных, живых вещей о мастере. Потому что все-таки хочется, чтобы зрители воспринимали великого режиссера не как памятник, безупречное изваяние без недостатков, а как настоящего человека, такого, каким он был на самом деле.

Одним из событий кинофестиваля «Зеркало» стал специальный показ фильма Сергея Соловьева «2-Асса-2». Это было долгожданное событие, потому что о картине говорят уже давно, в прокат она пока что не вышла, интерес к ней был огромный, билеты раскуплены заранее и зал заполнен. Фильм представляли сам Сергей Соловьев и Сергей Бугаев-Африка, исполнитель роли Бананана. «Асса-2» – это, безусловно, событие в нашем кино этого года. Фильм производит ошеломляющий эффект, после просмотра хочется основательно подумать, разобрать все эпизоды, прояснить для себя многие моменты, а потом – пересмотреть картину снова. Этот фильм рассказывает практически все о нашей жизни, об утрате иллюзий, которые были у нас тогда, в конце 1980-х, когда вышла первая «Асса», о том, что те перемены, о которых пел в финале картины Виктор Цой, оказались не такими благостными и радостными, как ожидалось. Во всяком случае, многие из них. В общем, невеселое получилось кино. Но все же режиссер в финале картины оставляет зрителям малюсенькую, крохотулечную совсем надежду, что не все потеряно. Неизвестно, будет ли это кино интересно и понятно зрителям молодым, рожденным в начале 1990-х. Это скорее фильм для тех, чье становление пришлось на конец 1980-х, и для кого первая «Асса» стала настоящим откровением. Таким же откровением будет и «Асса» вторая.

"