Posted 1 июля 2009,, 20:00

Published 1 июля 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:34

Updated 8 марта, 07:34

Непростые вещи

Непростые вещи

1 июля 2009, 20:00
«Фильмы для избранных» и «Кино для всех» – так в начале своего пути делил кинопродукцию, попавшую в конкурс, сочинский «Кинотавр». Тогда картины оценивали два жюри: одно для сложного, авторского, другое – для популярного, «народного» кино. Двадцать лет спустя фестиваль, судя по всему, решился представлять сразу всем

Все фильмы сняты на скромные бюджеты, что немаловажно в ситуации экономического кризиса. Во всех действие происходит не в столицах, а, как правило, в российской глубинке. Герои новых киноисторий не привычные уже в нашем кино киллеры и проститутки, а самые обычные люди, которым достаются от жизни в основном тумаки да оплеухи, кому приходится очень туго в жестких столкновениях с неприглядной реальностью. Почти все картины связаны с известным направлением «Театр.Doc», которое в одночасье оказалось поставщиком новой драматургии и новой режиссуры современного отечественного кинематографа. Этот модный нынче трэнд с отличительными чертами в виде отважного показа маргинальных персонажей, отчаянных жизненных ситуаций, разрушенных человеческих отношений и свободного употребления ненормативной лексики, имеет не только страстных поклонников, но и яростных противников. Новое поколение режиссеров отрицатели величают даже «новой номенклатурой», которой достается весь почет и уважение фестивальных отборщиков. На самом деле «Кинотавр» просто освоил давно уже определившуюся мировую фестивальную формулу: в конкурсе жюри обязано найти и поддержать все новое, чем отмечен текущий кинопроцесс и что даст возможность стране быть представленной на мировых кинофестивалях. А фильмы, которым популярность гарантируют имена попсовых звезд и рекламные бюджеты, в рамках фестиваля презентует кинорынок.

Особняком от основной фестивальной десятки оказались «Европа-Азия» Ивана Дыховичного и «Непрощенные» дебютанта Клима Шипенко. Правда, Дыховичный, как человек чуткий к модным веяниям, тоже прельстился звездными драматургами «Театра.Doc» – братьями Пресняковыми, но потерпел неудачу. То, что органично, смешно и злободневно выглядело на сцене, в фильме оказалось безвкусным кривляньем, фарсовым легковесным капустником с претензией на глубокие смыслы. У Дыховичного впервые сыграла главную роль в кино талантливая и популярная клоунесса нашего ТВ Татьяна Лазарева, но видимо привычка существовать в формате скетчей и реприз сыграла с ней дурную шутку – длинной дистанции актриса не выдерживает, и вся роль рассыпается на отдельные эпизоды. «Непрощенные», которых фестивальный народ тут же окрестил «Упрощенными» – очередная попытка склеить лихое кино по принципу «сделай сам». В ход идут цитаты, позаимствованные из Квентина Тарантино и Гая Ритчи, ничего не ново, все вторично, опять же оригинал лучше копии по определению.

Специального упоминания жюри под руководством Сергея Сельянова удостоился Алексей Мизгирев за «Бубен, барабан» с Натальей Негодой в главной роли. Памятная всем отважная «маленькая Вера» вернулась на экран зрелой, сильной актрисой. «Бубен, барабан» – скупое, минималистское кино, без всяких подпорок для режиссера в виде эмоционально направляющей музыки или агрессивного монтажа. Никаких сантиментов и прикрас: безрадостная, лаконичная история, простая внешне и очень глубокая внутри. Герои – 45-летняя одинокая библиотекарша в глухой провинции и встреченный ею мужчина-моряк (великолепная роль Дмитрия Куличкова). За этими характерами видно многое – и судьбы интеллигенции, пустившей духовное наследство на распродажу, и громадная часть страны, живущая за колючей проволокой, тотальное одиночество и попытки найти опору в жизни. Алексей Мизгирев, без сомнения, еще получит свои главные призы, он режиссер с большим будущим.

А пока лидером стал ученик Николая Коляды, театральный драматург и режиссер, дебютант в кино Василий Сигарев. Вместе со своей женой, актрисой и тоже дебютанткой в кино Яной Трояновой он привез на «Кинотавр» фильм «Волчок». Больший «жесткач», наверное, трудно и вообразить. Жизнь 7-летней девочки с матерью-алкоголичкой, которая родила ее в тюрьме, для которой дочь обуза и ненужный придаток, показана так, что временами просто нет сил смотреть на экран. Но вместе с тем Сигарев ничего не нагнетает и не смакует. Его предельно выверенное, точное и потрясающе талантливое кино очень доходчиво и внятно доказывает, что любовь необходимое условие существования человека как вида. Иначе – жуткая, бездонная пропасть черноты и разрушения мира. Василий Сигарев открыл для кино двух ярких актрис – взрослую Яну Троянову (лучшая женская роль «Кинотавра») и маленькую Полину Плучек, правнучку знаменитого театрального режиссера Валентина Плучека.

Успех дебютанта по праву разделил продюсер Роман Борисевич. Его компания «Коктебель» производит исключительно авторское кино и добивается больших фестивальных успехов. Два года назад триумфатором «Кинотавра» был фильм «Простые вещи» режиссера Алексея Попогребского и продюсера Романа Борисевича. Для юбилейного «Кинотавра» «Коктебель» подготовил вещи совсем уже непростые. Кроме «Волчка» продюсер Борисевич показал в конкурсе еще «Сказку про темноту» Николая Хомерики (приз Борису Каморзину за лучшую мужскую роль) и «Сумасшедшую помощь» Бориса Хлебникова. «Сказку…» видели уже зрители Каннского фестиваля, «Сумасшедшая помощь» была в одной из программ на Berlinale и получила приз за режиссуру на фестивале в Висбадене. А «Волчок» после победы на «Кинотавре» приглашен в конкурсную программу кинофестиваля в Карловых Варах.

Труднее приходится тем, кто снимает кино практически самостоятельно, как, например, это делает Лариса Садилова. По ее словам, в конкурсе «Кинотавра» с фильмом «Сынок» она чувствовала себя изгоем. В ее безыскусном, человечном фильме нет ужасов, брани и крови, похоже для жюри это выглядело чересчур скромно, но зато понравилась зрителям. Отличный Виктор Сухоруков в главной роли и внимательно увиденные лица реальных обитателей городка Трубчевск в Брянской области, где проходили съемки, обещают успех «Сынку» в городах России.

Отличалась от большинства фильмов и лента Сергея Снежкина «Похороните меня за плинтусом». Трагикомическую повесть Павла Санаева режиссер сильно упростил, лишив свою экранизацию юмора и неоднозначности. В книге была любовь повзрослевшего мальчика к тиранившей его бабушке, понимание и прощение. В фильме Снежкина этого нет. Но работы артистов – Светланы, Крючковой, Алексея Петренко, Маши Шукшиной увидеть стоит.

Могла бы стать более внятной для зрителей «Миннесота» Андрея Прошкина по выдающемуся сценарию Александра Миндадзе с яркими молодыми звездами Сергеем Горобченко и Антом Пампушным в главных ролях. Но режиссерская приземленность вступила в конфликт с экзистенциальной драматургией, и в результате кино не получилось. Не стал событием и ожидаемый Игорь Волошин с исповедальной картиной «Я» (приз за лучшую операторскую работу Дмитрию Яшонкову). Реквием по поколению, погибшему от наркотиков и криминального беспредела в начале 90-х годов, задуманный режиссером, полон шокирующих эпизодов, визуальной изысканности и экспрессии, но лишен при этом элементарной внятности, способной вызвать сопереживание у публики.

На этом «Кинотавре», где большинство фильмов показывали удручающую картину мира, стало особенно очевидно, насколько не хватает публике нормального, человеческого, мейнстрима. Чтобы узнавание горечи собственной жизни сочеталось с необходимой долей сладкой приправы, на которую имеет право хорошая фабрика грез. Фестивальное кино у нас получается. Попсового, скроенного по чужим лекалам, предостаточно. А вот такого, чтобы нравилось большинству зрителей, прокатчиков и профессионалов пока нет.

С 19 по 28 июня в Москве прошел 31-й Московский международный кинофестиваль

На открытии был показан фильм председателя жюри Павла Лунгина «Царь», который выйдет в прокат в ноябре. Судя по программе нынешнего фестиваля, организаторы сделали ставку на разнообразие жанров и обширную географию – в большом конкурсе участвовали 16 картин из четырнадцати стран, включая Иран, Мексику, Корею, страны Восточной Европы, а также Грузию и Украину. Россия представлена тремя картинами в жанре притчи – «Чудо» Александра Прошкина, «Петя по дороге в царствие небесное» Николая Досталя и «Палата №6» Карена Шахназарова. Помимо Большого конкурса фестиваль определит победителей и в конкурсе авторского кино «Перспективы», у которого есть свое малое жюри (в его составе – актриса Алена Бабенко) и впечатляющий набор фильмов, куда вошла и картина Андрея Эшпая «Событие» (по пьесе Владимира Набокова). Скандальные фильмы – лауреаты Каннского фестиваля (в том числе «Антихрист» Ларса фон Триера и «Белая лента» Михаэля Хайнеке) представлены в коллекции Петра Шепотинника «8 1/2 фильмов», в рубрике «Гала-премьеры» и других внеконкурсных программах.
О победителях и фаворитах 31-го ММКФ читайте в сентябрьском номере журнала.
К.Л.

"