Posted 1 июля 2007,, 20:00

Published 1 июля 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:40

Updated 8 марта, 08:40

Моя вторая мама

Моя вторая мама

1 июля 2007, 20:00
Моей дочке Элине шесть лет. В сентябре она пойдет в школу, и я уже заранее начала переживать. Больше всего опасений вызывает то, что в жизни дочери появится новый взрослый человек – учитель. Как говорил писатель Андрей Платонов – «вторая мама». От того, какой будет эта женщина, во многом зависит будущее моего ребенка.

Ищем выход вместе!

«Раньше, в советское время, у родителей не было возможности выбирать первого педагога для своего ребенка, – рассказывает педагог-психолог общественной организации «Наши дети» Мария СКОРОХОДОВА. –

В каждом микрорайоне имелось по нескольку школ, к каждой из которых были «прикреплены» дома-многоэтажки. В свою очередь, в школьном учреждении существовали по три-четыре параллельных класса (так называемые «потоки»). Списки будущих первоклассников, проживающих в «подконтрольных» домах, директор «разделял» между педагогами, выпустившими в мае третьеклассников и готовящихся набрать первый класс. Делалось это по случайному принципу либо руководствуясь тем, что будущие одноклассники живут, например, в одном подъезде либо в соседних. Родители «первачков» о том, какой наставник «достался» их малышу, узнавали, как правило, непосредственно перед первым сентября.

Я не говорю, что это было хорошо или плохо (во всем есть свои минусы и плюсы), но существовали правила. Сегодня взрослые имеют право заранее выбрать педагога для сына или дочери».

Мария Васильевна посоветовала нам, прежде чем выбрать учителя, подумать, какими качествами характера должен, на наш взгляд, обладать наставник. Естественно, составить портрет идеального педагога нам предстояло вместе с дочерью. Я, как сторона «заинтересованная», мечтаю, чтобы у моей девочки были хорошие отметки и крепкие знания. Но учиться-то придется ведь ей! Поэтому вечером я, по рекомендации Скороходовой, дала дочке карандаши и альбомный лист. Попросила: «Нарисуй, какими ты видишь свою будущую школу, класс, учительницу». Картинка получилась яркой, цветной: за партами сидят детишки, в окно светит солнышко, а по центру классной комнаты водит по доске указкой светловолосая улыбающаяся женщина. Я попросила «расшифровать» рисунок, задав дочери несколько наводящих вопросов. Оказалось, что данное изображение Эля «срисовала» по памяти, со своих занятий в детском саду. Моя девочка просто обожает свою воспитательницу (к сожалению, теперь уже бывшую) и мечтает, чтобы будущая учительница была похожа на «детсадовскую» Татьяну Петровну – спокойную, улыбчивую… Помнится, даже я, увидев эту женщину впервые, подумала: надо же, сколько доброты может поместиться в одном человеке, – воспитательница просто излучала тепло и положительную, позитивную энергию.

«Это очень распространенная тенденция, – объясняет Скороходова. – Многие дети хотят, чтобы их первый учитель был похож на их воспитателя, которого они, как правило, хорошо знают и любят. Подобный факт схожести помогает пережить явный стресс, коим, безусловно, для ребенка является переход из детсада в школу. Недаром в настоящее время и в Москве, и в регионах становятся все более популярными школы (как правило, это частные учебные заведения), создаваемые на базе детских садиков. Там в одном из корпусов привычного здания детсада располагается начальная школа. Родители с удовольствием отдают своих детей в подобные учреждения, так как «переломный» этап практически не заметен. Ученики первого и второго классов в таких заведениях, например, даже спят после обеда, потом полдничают, играют, гуляют – и лишь потом садятся за уроки. Наполняемость классов, как правило, небольшая – десять – пятнадцать человек.

Поближе к дому

Я подобных заведений в непосредственной близости от нашего дома не нашла. А возить ребенка в другой район (пусть даже это будет сверхзамечательная школа и лучший в городе педагог) мне кажется утомительным. Прежде всего, для моей дочери. Она очень не любит автобусы и метро, а устраивать ее дополнительные «дорожные» стрессы (пусть даже на автомобиле) не хочется. Поэтому мы пошли по пути, как говорится, наименьшего сопротивления. И поискать учителя, который бы пришелся по душе и мне, и ребенку, в трех ближайших к нашему дому школах. «Мы запишем вашу девочку в любой из классов, к любому педагогу, куда захотите», – обрадовали директора всех трех учебных заведений, подтверждая слова Скороходовой о возможности выбора.

Тем временем моя Эля с удовольствием бегала по школьным коридорам, как мне кажется, освоившись в школе гораздо быстрее, чем я ожидала. Ей так понравилось безнаказанно носиться по этим длиннющим школьным переходам, что на вопрос «ну какая тетя из тех, с которыми мы познакомились, тебе больше всех понравилась?» – она ничего не ответила. Махнула рукой, засмеялась и умчалась на улицу играть в «классики» со своими новыми подругами – уже совсем «взрослыми» девчонками, закончившими второй класс! Можно сказать, я осталась без главного «советчика», и важный выбор теперь должна была делать сама.

– Вы правильно сделали, что взяли дочь с собой в школу до начала процесса занятий, то есть до первого сентября. Ребенок должен заранее убедиться, что никакой опасности «новая жизнь» для него не представляет, – похвалила меня уже постфактум психолог Мария Скороходова, – Что же касается выбора учителя в традиционных школах, то, я так думаю, кардинально «плохих» педагогов там все-таки «не держат». Просто есть ряд моментов, по которым один педагог вам подойдет…а другой окажется хорошим – но «не вашим».

Советы психолога

Советы, которые я уяснила, пообщавшись с психологом и сотрудниками учебных заведений, которые довелось посетить, – а потом применила на практике, довольно простые. Итак, выбирая педагога для своего ребенка, следует учитывать следующие моменты:

1. Реакция учителя на вашего ребенка

Если учитель поприветствовал своего будущего ученика и его родителей не строго-официально, по-деловому, а тепло поинтересовался: как ребенка зовут, что он любит в жизни больше всего, как проводит или планирует проводить лето, спросил, хочет ли малыш в школу, – это хороший знак. Одна из главных качеств хорошего наставника детских душ – искренний интерес к жизни своих подопечных.

2. Возраст учителя

Здесь нет определенных рекомендаций. Однако в подавляющем большинстве случаев педагоги – представители старшего поколения (условно возраста «за сорок») более строги и требовательны, но и школьные «предметные» знания у детей, которые у них обучаются, крепче и прочнее, все-таки с опытом не поспоришь. С другой стороны, молодые учителя более активны и деятельны, с ними ребенок будет чувствовать себя свободнее, вести себя как со взрослой подругой или старшей сестрой. Вы сами в данном случае должны выбрать: что важнее лично для вас – знания или большая «независимость мышления» у вашего сына или дочери.

3. Свободное время

Нелишне поинтересоваться у учителя, как организуется досуг детей: должны ли родители забирать ребенка сразу после уроков либо существует группа продленного дня; встречаются ли одноклассники и педагог на каникулах и в выходные дни, например, для проведения спортивных соревнований или совместных «праздников отдыха». Школьный коллектив, как правило, складывается именно в неформальном общении. Учитель должен являться лидером, который должен и способен создать в классе коллектив единомышленников, заложить в детские души общечеловеческие понятия: дружба, взаимовыручка…которые, безусловно, пригодятся детям в их дальнейшей жизни.

4. Оборудование и уют класса

Кабинет, в котором ваш ребенок будет заниматься четыре года, хотите вы этого или нет, на это время станет для него вторым домом. И место, где «царствует» учитель, говорит многое о личности самого педагога. В классе по-домашнему уютно, в шкафу на стеллажах «живут» мягкие игрушки, а стены увешаны картинами с изображением, опять же, «уютных» цифр и букв? И вам совсем не хочется уходить? Замечательно! Как раз то, что надо!

5. Что скажут соседи?

Нелишним будет порасспрашивать соседей по дому и по двору. Наверняка у кого-то из них дети уже подросли, и в начальной школе посещали того или иного учителя. Рекомендации «бывалых» могут оказаться для вас также полезными. Во всяком случае, плохого они точно не посоветуют!

…Так мы выбрали учителя. На мой взгляд – чуткую, добрую, понимающую и умную женщину, как и хотелось. Ту, которая – мне в это искренне верится – сможет помочь моей девочке овладеть не только «азами» научных знаний, но и стать хорошим, справедливым человеком. И при этом не уничтожит внутреннюю индивидуальность (подвижность, собственный взгляд на многие вещи и явления). Мне кажется, что с будущей первой учительницей моей дочери мы уже нашли общий язык, а впоследствии станем друзьями и союзниками в этом важном вопросе – воспитании и развитии Человека.

– Это особенно важно – чтобы родители и учитель понимали друг друга, – подводит итог Мария Скороходова. – Ни в коем случае не ругайте, не критикуйте педагога в присутствии ребенка. Если возник вопрос, обсудите его с учителем с глазу на глаз. …И привыкайте, что ребенок будет теперь во многих вопросах поправлять вас: «Мамочка, ты говоришь не так. Наша Марья Ивановна считает иначе». Пусть в вас не будет ревности и желания соперничать. У вашего ребенка появился новый замечательный друг и авторитет. Это значит, что со своей задачей – выбрать для своего сына или дочери настоящего Учителя, действительно «вторую маму», вы справились блестяще!

"