Posted 2 июня 2016,, 13:52

Published 2 июня 2016,, 13:52

Modified 8 марта, 02:49

Updated 8 марта, 02:49

Юрист: доказать сетевой троллинг можно и без нотариуса

2 июня 2016, 13:52
Юрист: доказать сетевой троллинг можно и без нотариуса
Сюжет
Суды

В России с каждым годом увеличивается число споров, которые связаны с распространением информации в Интернете. При этом статья 5.61 КоАП «Оскорбление» применяется крайне редко, хотя оснований в Сети для ее использования предостаточно. Об этом рассказал «НИ» управляющий партнер Коллегии юристов СМИ Федор Кравченко.

Напомним, сегодня газета «Известия» сообщила со ссылкой на Федеральную нотариальную палату (ФНП), что теперь факт троллинга в социальных сетях можно заверить у нотариуса, и это позволит запустить судебный процесс. В ФНП уверены, что такая услуга будет пользоваться значительным спросом. Минимальная цена – 3,1 тыс. рублей. В этот комплект услуг входит одна описательная страница протокола (где нотариус указывает, на какие страницы в соцсетях он заходил, что там видел) стоимостью три тысячи рублей и скриншоты страниц в Facebook, «ВКонтакте», «Одноклассниках», которые будут приложениями к протоколу, и обойдутся оскорбленному по 100 рублей за страницу.

«Ничего нового в ФНП не заявили. Практика осмотра доказательств в Интернете возникла еще лет десять назад, – отметил в разговоре с «НИ» Федор Кравченко. – Наиболее продвинутые нотариусы уже давно соориентировались в этой проблеме. В Москве уже лет восемь существует практика, что нотариальные протоколы по таким делам оставляют в силе, когда их пытаются оспорить. А действия федеральной нотариальной палаты можно рассматривать как помощь отстающим нотариусам, к которым обращаются, а они сомневаются и не очень четко понимают, как им действовать. Но, мне кажется, эта помощь запоздала лет на пять минимум».

Напомним, троллингом называется словестная или иная провокация в сетевом общении, когда один или несколько участников беседы в соцсети, на форуме, в блоге или иной площадке пытаются разжечь конфликт. В российском общественно-политическом дискурсе этот термин закрепился, когда стало известно о компаниях, сотрудники которых профессионально занимаются написанием провоцирующих политических комментариев в Сети и получают за это зарплату.

По мнению Кравченко, наиболее продвинутые истцы для доказательства оскорбления в Сети и не будут прибегать к помощи нотариусов. «Стороны же не ограничены в выборе доказательств. Некоторые оскорбленные могут и к судебным приставам обратиться. И это процессуальное действие не повлечет таких расходов, как нотариальное заверение. Истец может просто распечатку с сайта принести. И этого должно быть достаточно. Главное, чтобы был человек, готовый подтвердить, что видел эту оскорбительную информацию», – подчеркнул «НИ» медиа-юрист.

Кроме того, если «обидчик» станет опровергать данные, что как-то оскорблял в Сети истца, последний может попросить системного администратора сайта запросить информацию у хостинг-провайдера.

«Сказать, что все упирается в нотариальную процедуру, конечно же, нельзя. У кого фантазия побогаче, могут изобрести неограниченное количество способов доказывания этой информации, – отметил «НИ» Федор Кравченко. – Если человек, который хотел оскорбить или дать ложную информацию, профессионально скрывается, то найти частному лицу его сложно. Но большая часть никуда не прячутся и спокойно сидят на своих аккаунтов с подлинными именами, фотографиями и не будут отрицать, что это их страницы».

Отметим, что выражение «нотариально заверенный скриншот» несколько лет назад носило характер мема в русскоязычном Интернете. В частности, известно, что бывший депутат Госдумы Виктор Алкснис, жалуясь в 2007 году в Генпрокуратуру на оскорбления в Сети, собрал 74 страницы доказательств интернет-хамства и заверил их у нотариуса.

Дизайнер и блогер Артемий Лебедев заявлял, что компания «Аэрофлот» использовала нотариально заверенные скриншоты в судебной тяжбе по поводу защиты своей деловой репутации. Ритейлер Эльдорадо» заверял у нотариуса снимок экрана с оскорбительным видеороликом, который якобы распространяла в Сети их компания-конкурент.

"