Posted 1 июня 2010,, 20:00

Published 1 июня 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 07:09

Updated 8 марта, 07:09

Попасть под сдачу

Попасть под сдачу

1 июня 2010, 20:00
С 1 марта 2011 года в России буду выдаваться водительские удостоверения нового образца. Среди их особенностей – расширение списка категорий для каждого вида транспорта. В частности, доказывать свое право на вождение придется владельцам «тихоходных» скутеров с объемом двигателя до 49 куб. сантиметров. Соответствующие по

Со следующего года планируется ввести ряд новых категорий для водительских прав. В том числе подкатегорию «А1», которая включает в себя легкие мотоциклы с объемом двигателя не более 125 куб. сантиметров и мощностью 15 лошадиных сил, а также категорию «М» – специально для водителей мопедов, мотороллеров или скутеров с объемом двигателя менее 50 куб. сантиметров. Чтобы получить такое удостоверение, будущему водителю надо быть старше 16 лет и сдать экзамены на знание ПДД. Потребуется ли для этого прохождение практической части теста – пока не известно. Сейчас «тихоходные» скутеры фактически приравниваются к велосипедам: водят их чуть ли не с 13 лет, права для этого получать не требуется, хотя ответственность такие водители несут.

Прибегнуть к подобным мерам законодателей подвигла растущая аварийность с участием водителей мопедов и приравненных к ним транспортных средств. К примеру, за последние три года в Москве она выросла более чем вдвое. При этом риск травматизма среди скутеристов в 12–15 раз выше, чем у водителей автомобиля: помимо очевидной незащищенности разных частей тела, центр тяжести у скутера находится позади, что затрудняет маневрирование, а шлемами и прочими «доспехами» водители мопедов нередко пренебрегают. Сказывается также пренебрежительное отношение со стороны автомобилистов и пешеходов. «Водители машин в 40% случаев ведут себя отвратительно: игнорируют мопед, перестраивающийся из другой полосы, стараются подрезать, – рассказал «НИ» скутерист с пятилетним стажем Александр. – А пешеходы вообще под колеса выбегают. Они, похоже, считают, что скутерист ничем не отличается от велосипедиста: и затормозить мигом может, и вообще должен передвигаться по специальным дорожкам».

Главный аргумент для введения прав на «тихоходные» транспортные средства – а таких только в Москве насчитывается не менее 100 тыс. – в повышении дисциплинированности подростков. Именно они чаще всего рассекают по московским улицам на легких скутерах и фигурируют в сводках аварийности ГИБДД. «Наконец-то станет меньше пьяных малолеток, которые мешают другим водителям мопедов и компрометируют их как класс, – радуется 27-летняя скутеристка Инна. – Я сама намерена получить соответствующую категорию, как только она появится». Однако, как считает руководитель Московского мотоскутер клуба Алексей, подростков никакими новыми правилами не испугаешь. «Наши знакомые в ГИБДД уже неоднократно говорили, что облавы будут вести именно на подростков, – сообщил он «НИ». – Однако история доказывает, что любой запрет ведет не к его соблюдению, а к его обходу. Молодежь по-прежнему будет гонять на скутерах, только при виде гаишника они будут уезжать по тротуарам, что приведет к росту аварийности среди пешеходов. Или же не смогут уехать от сотрудников ГИБДД – скорость-то у скутера маленькая – и будут попадать под колеса машин. Кроме того, достаточно серьезная часть водителей мопедов садится за руль с 13–15 лет, вряд ли они будут дожидаться своего 16-летия».

Эксперты опасаются, что введение категории «М» просто уничтожит скутер как транспортное средство. «У него единственный плюс был в том, что не надо на права сдавать, не нужна была вся эта тягомотина с оформлением техосмотра и регистрацией прав, ведь никаких преференций для водителей «тяжелых» скутеров и мотоциклов нет, – говорит «НИ» руководитель клуба скутеристов Алексей. – Несправедливо, что будущему трактористу надо ответить на несколько вопросов, а скутеристу – на 20, как для получения прав на автомобиль. Теперь все пересядут на мотоциклы и скутеры с объемом двигателя больше 50 «кубов», потому что они ненамного дороже, зато мощнее». Кроме того, сохраняется опасность покупки прав категории «М», да и недобросовестные сотрудники ГИБДД вряд ли откажутся от нового лакомого кусочка. «Статистики ГИБДД, в которой было бы указано, сколько ДТП произошло именно по вине водителей мопедов, общественности не предоставлено. Если такая статистика появится и будет не выше уровня аварийности по вине велосипедистов, о введении особой категории прав, на мой взгляд, говорить бессмысленно, – поделился с «НИ» президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. – Какая в таком случае разница, врежется ли в человека велосипед на скорости 40 км/час или скутер на 45 км/час? Давайте введем права на ролики, скейтборды, трехколесные велосипеды. С введением прав для скутеристов аварийность снижаться не будет: если для «КамАЗа» права покупают, то что уж говорить о такой «табуретке». Конечно, приструнить игнорирующих ПДД людей необходимо, но не такими способами».

"