Posted 1 мая 2019,, 21:00

Published 1 мая 2019,, 21:00

Modified 7 марта, 16:10

Updated 7 марта, 16:10

2  мая:  в  1940-м  в Череповце арестован по доносу 16-летний юноша

2 мая: в 1940-м в Череповце арестован по доносу 16-летний юноша

1 мая 2019, 21:00
79 лет назад, в 1940 году, в ночь со 2-го мая на 3-е, в Вологодской области, в городе Череповце арестован 16-летний студент техникума Андрей Петрович Евстюничев
Сюжет
Былое

Станислав Грачёв

Типичный донос, типичный арест, типичное обращение в советской тюрьме с советским арестованным. Вот что об этом вспоминает выживший Андрей Петрович: «Меня арестовали ночью со 2-го на 3 мая 1940 года, когда я учился в Череповце в медицинском техникуме. Было мне 16 лет. Донёс на меня мой сосед по комнате в общежитии Зенов Николай Спиридонович, с которым мы вместе жили два года, ели из одной миски, ходили в кино, к девчатам, делились самым сокровенным, мечтали. Я считал его своим другом. Только он знал о моём увлечении поэзией. Много бы я дал, чтобы хоть раз посмотреть ему в глаза. Я съездил в деревню и написал стихотворение о крестьянской доле:

Всё так же стонет крестьянина спинушка,

хотя не свистит над спиною дубинушка.

Рабство в России, царём отменённое,

сталинской партией снова введённое,

только под ширмой иной –

колхозно-зажиточный строй.

За эти стихи меня арестовали как врага народа, предъявляли обвинение в терроризме и замышлении убийства Сталина. Меня бросили в подвал тюрьмы - в бетонный мешок 2,5 на 3 метра с бочкой-парашей в углу. Есть не давали. Садиться и спать нельзя, пол холодный. Можно ходить: 3 шага вперёд, 3 назад. Я ходил до изнеможения, пока без памяти не свалился на пол. Проснулся от холода, промёрз до костей, зубы стучали, дрожь била всё тело. Я опять начал ходить. Так я провёл трое суток, пока меня в бессознательном состоянии не растолкал сапогом надзиратель. Меня неоднократно бил мой следователь Платонов. Ногами били конвоиры. Меня приговорили за антисоветскую агитацию к 10 годам».

На снимке: Череповец. Памятный камень жертвам политических репрессий ХХ века. Одна из гвоздик, очевидно, посвящена и памяти 16-летнего череповецкого студента, отправленного за стихи на 10 лет в лагеря.

"