Posted 1 апреля 2015,, 21:00

Published 1 апреля 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 02:01

Updated 8 марта, 02:01

Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов

Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов

1 апреля 2015, 21:00
С апреля автомобилистов ждет значительное подорожание страховых услуг: на 40–60% вырастут базовые тарифы ОСАГО, а тарифный коридор расширят до 20%. Федерация автовладельцев России начала серию пикетов у здания Российского союза автостраховщиков, считая подорожание необоснованным. О том, как обязательное автострахование

– Как подорожание ОСАГО отразится на автомобилистах?

– Довольно печальным образом. В кризис у людей нет лишних денег, а тут еще и такое подорожание. Для среднего автомобиля стоимость полиса составит около 10 тыс. рублей. Тем же водителям, у которых страховой случай был в прошлом году, – и 15, и 20 тыс. рублей. Предельная цена ОСАГО может достигать 25 тыс. рублей, что уже сопоставимо со стоимостью КАСКО. В результате водители, которые не могут платить или не хотят это делать по разным причинам, начнут искать обходные пути.

– Какие здесь доступны варианты?

– Например, можно ездить без полиса ОСАГО и платить штраф (он составляет 800 рублей. – «НИ»). Среднестатистического водителя, с учетом сокращения численности Госавтоинспекции, за год останавливают раза два. Согласитесь, 1600 рублей – не такие большие деньги по сравнению с 10 или 15 тыс. рублей. Активно будут использоваться схемы покупки бланков ОСАГО без заключения договора страхования. Инспектору в результате показывается абсолютно легальный бланк ОСАГО, но если вы виноваты в ДТП, то никто пострадавшему водителю ущерб не возместит. Такие бланки продаются страховыми агентами. Цена их начинается от 1000 рублей. Сейчас этот рынок имеет все шансы стать массовым. Тем более люди знают, что пользы от ОСАГО никакой, а потерпевший все равно вынужден проходить семь кругов ада, чтобы получить возмещение. Судиться же с человеком, у которого нет полиса, станет не каждый, поскольку на это можно потратить год жизни. В итоге ОСАГО трансформируется в способ защиты богатых от бедных. Именно богатые заинтересованы в том, чтобы бедные люди покупали страховку, которая потом покроет ремонт Bentley.

– Вы проводили опросы среди автомобилистов, продолжат ли они покупать ОСАГО или начнут искать обходные пути. Каковы их результаты?

– Мы опрашивали людей в Екатеринбурге, Москве и Санкт-Петербурге. В среднем 70% говорят, что будут искать какие-то обходные пути. В Екатеринбурге цена полиса даже в 10 тыс. рублей уже вызывает серьезные вопросы – там зарплаты не самые большие. Для многих регионов цена ОСАГО приблизилась к размеру месячной зарплаты. Даже среди участников сообщества «Синих ведерок», которые всегда выступают за соблюдение закона, примерно 20% собираются мухлевать.

– Страховщики говорят, что сохранение прежних тарифов привело бы к уходу с рынка многих компаний…

– Существует статистика по сборам и выплатам, которую публикует Российский союз автостраховщиков. За 11 лет функционирования ОСАГО сборы превысили выплаты в 2 раза, а страховщики не выплатили положенных денег в размере 250 млрд. рублей. Согласно закону об ОСАГО, страховые компании должны выплачивать 77% от собранных средств гражданам, а 3% отдавать в резервный фонд РСА, который используется при банкротстве страховой компании. Страховщики выплачивали каждый год меньше денег, чем должны были. Абсолютно не стесняясь, нарушали закон, и им за это абсолютно ничего не было. С этим связаны все скандалы с массовыми недоплатами по ущербу в ДТП. В 2014 году страховые компании выступили с предложением повысить стоимость ОСАГО – увеличились выплаты по здоровью и имуществу, да и запчасти подорожали. Однако они не дали конкретных цифр по средствам, которых им не хватает. Сегодня их не может проверить даже Счетная палата, не говоря уже об общественных организациях – они являются коммерческой тайной. В результате мы получаем непрозрачную систему страхования. При этом с 12 апреля стоимость ОСАГО станет выше, чем в Европе.

– Вы можете оценить качество услуг по ОСАГО?

– Оно отвратительное. Я не знаю ни одного случая, хотя довольно глубоко погружен в тему, когда страховая компания бы посчитала сумму ущерба адекватной стоимости ремонта. Обычно автомобилист получает от 30% до 50% реальной цены ремонта. Страховые компании делают это, понимая, что только каждый четвертый водитель идет в суд.

– Вы лично сталкивались с подобным?

– Да, компания мне выплатила 10 тыс. рублей вместо положенных 25 тыс. за ремонт.

– Сегодня Федерация автовладельцев России начала серию протестных действий из-за повышения тарифов. Можете оценить их действия?

– ФАР выдвинула абсолютно здравую идею перечислять компаниям расходы только на ведение деятельности, а все остальное аккумулировать на специальном счете в ЦБ, из которого будут выплачиваться возмещения. Это позволит решить 80% конфликтов, которые связаны с выплатами по ОСАГО.

– Лично вы как поступите, когда вам придется купить полис ОСАГО по новым ценам?

– У меня очень большой безаварийный стаж вождения, а потому имеются довольно серьезные скидки. Я продолжу покупать полис, пока цена будет оставаться приемлемой. ОСАГО – абсолютно правильная идея, которую превратили в обогащение страховых компаний. Эти компании похожи на антигероя мультика про золотую антилопу, который пытался получить все золото мира. Мы помним, чем это все закончилось.

"