Posted 1 апреля 2010,, 20:00

Published 1 апреля 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 07:14

Updated 8 марта, 07:14

Общее собрание членов РСВЯ

Общее собрание членов РСВЯ

1 апреля 2010, 20:00
В конце 2009 года в Новокузнецке на базе ЗАО «Кузбасская ярмарка» состоялось общее собрание членов Российского союза выставок и ярмарок. Были рассмотрены вопросы внутренней деятельности союза, планы на 2010 год, обсуждались вопросы состояния выставочной индустрии России сегодня и перспективы ее развития.

Сергей АЛЕКСЕЕВ: «2010: что год грядущий нам готовит?»

Некоторое время назад мы подвели итоги опроса членов РСВЯ по деятельности в третьем квартале 2009 года. Как известно, третий квартал традиционно характеризуется снижением деловой активности. На этот период запланировано только 15% от всех выставок года. Поэтому, когда мы проводили опросы по первому и второму кварталам, многие респонденты называли третий квартал как самый сложный. Однако анкетирование по третьему кварталу показало первые признаки улучшения ситуации. Хотя 67% респондентов отметили снижение продаж площадей, 65% – выручки, 52% – снижение количества экспонентов, 25% – посетителей, доля респондентов, отметивших снижение показателей, оказалась меньше, чем в первом и втором кварталах. Иначе говоря, настроение несколько меняется, и меняется в более позитивном направлении.

Среди наиболее успешных тематик в третьем квартале были сельскохозяйственные выставки. Далее следуют ярмарки потребительских товаров, товаров для отдыха, проекты религиозной направленности, специализированные выставки текстильной и легкой промышленности и ювелирные. Среди успешных проектов значатся выставки инновационной направленности, которых, кстати, у нас не так много. Я думаю, интерес к выставкам инновационной направленности связан с тем, что это сейчас актуальная тема, и данные проекты пользуются поддержкой региональных и федеральных властей. Среди успешных проектов назывались выставки альтернативной энергетики, выставки по экологии, безопасности и медицине.

Наиболее пострадавшими оказались выставки по строительству, транспорту, недвижимости, мебели, энергетике. Все мы знаем, что в Москве были проблемы с автомобильной выставкой, а в Петербурге, выставка «Авто и автомеханика» «упала» в пять раз. Не только у нас, но и по всему миру показатели автомобильных выставок резко упали из-за спада продаж в этой отрасли. Это чувствовалось, например, на автомобильном салоне во Франкфурте, хотя там были потрясающие стенды, были представлены новые автомобили и технологии.

Какими могут быть антикризисные меры? В ходе опроса назывались в первую очередь такие меры, как отмена слабых проектов, объединение выставок, а также объединение с выставками других организаторов и запуск новых проектов. К числу таких мер относится сокращение операционных расходов, к чему прибегли больше половины опрошенных. Но примечательно то, что по сравнению с двумя предыдущими опросами произошло значительное снижение доли как фактически сокративших, так и планирующих сокращение операционных расходов. Можно также говорить и о приостановке массового снижения рекламной деятельности: если в первом полугодии все стали резко ограничивать рекламную деятельность, то сейчас происходит либо ее рост, либо сохранение на прежнем уровне.

Оживление на рынке выставочных услуг может быть сейчас связано как с потеплением экономической ситуации, так и с тем, что основная масса предприятий провела мероприятия по сокращению издержек в первом полугодии. Порядка 70% участников опроса продолжают вести политику скидок. Стоимость участия остается одним из главных аргументов привлечения экспонентов, и многие считают, что не надо повышать стоимость. В то же время некоторые организаторы начинают увеличивать стоимость для участников. Но я считаю, что стоимость нельзя увеличивать безосновательно. Она может расти только за счет предоставления каких-то новых сервисных услуг.

Говоря о будущем, нужно выделить три основных направления, по которым нужно развивать нашу деятельность.

Первое направление – инфраструктура выставочных центров. Нужно менять выставочные залы, подстраивать их под новые технологии, прежде всего под интернет-технологии, с соответствующим изменением технических параметров павильонов. Поэтому уже сейчас надо думать, каким будет выставочный комплекс будущего.

Второе направление – продолжение маркетинговой ориентации нашего бизнеса. Речь в первую очередь идет о создании мощных маркетинговых служб с целью продвижения продуктов наших участников. Мне нравится высказывание Андрея Жуковского: «Надо сделать так, чтобы наши участники понимали, что участие в выставках – не убытки для них, а доходы».

Это можно сделать только за счет организации работы по продвижению их товаров на внешнем рынке, байерских программ, Интернета и др.

Третье направление – сервис. Я приведу пример из мировой практики. Очень интересную работу проводит Messe Frankfurt, которая создала мобильные группы по мозговому штурму. После каждого мероприятия эти группы собираются, анализируют и выдвигают предложения по улучшению сервиса по различным направлениям. Messe Frankfurt полностью поменяла у себя систему catering. Сегодня ежегодный оборот catering на этой выставке составляет 30 млн. евро. Для этого здесь придумываются новые направления – сувениры, внутренние магазины и т.п. То есть в балансе выставки все больше и больше места занимают сервисы.

На мой взгляд, следует обратить внимание на повышение привлекательности работы с экспонентами. И хотя мы об этом регулярно говорим, на практике вводить дополнительные услуги и активизировать работу по привлечению байеров по-прежнему не стала большая доля опрошенных. В том, что не занимаются ни байерскими программами, ни дополнительными мерами по привлечению бизнеса, признались 80% респондентов, а расширением деловой и сопутствующей программы – только 40%. Мы все понимаем, что сегодня конгрессы, семинары, деловые программы будут играть все более значительную роль в повышении привлекательности наших мероприятий, но в реальности 10% из числа опрошенных почему-то сократили сопутствующую программу и спектр предлагаемых дополнительных услуг. Усиливать работу с экспонентами не стали 65% опрошенных, причем не планируют делать это и в будущем. Кроме того, отмечено сокращение доли фирм, проводящих мероприятия по повышению качества выставок, а также активизирующих работу с экспонентами.

Судя по оценкам и прогнозам, 2010 год будет трудным, хотя чувствуется и позитив. В этой ситуации всем нам, видимо, следует сейчас подумать о том, что нужно сделать, чтобы следующий год оказался легче.

Правильно делают те организации, которые стремятся сохранить свои проекты – ведь они созданы собственными нервами и деньгами. Я думаю, что количество проектов будет оставаться стабильным, и произойдет резкого закрытия выставок. В связи с этим надо стараться сохранять коллективы и специалистов любой ценой. Для этого многие руководители уменьшают заработную плату, не выплачивают бонусы, делают сокращенный рабочий день, ищут дополнительные бизнесы, обороты и сервисы для своих компаний.

В настоящее время для нас одной из крупных и серьезных тем является участие в выставках предприятий малого и среднего бизнеса Судя по европейским оценкам, 90% таких предприятий не участвуют в выставках. Если мы хотим увеличить количество участников, надо заниматься именно этой категорией. Для этого нм нужно иметь базу данных по малым и средним предприятиям, так сейчас мы даже не знаем, с кем работаем.

Сейчас идет развитие конгрессной деятельности. Все пытаются строить многофункциональные конгресс-залы. Действительно, сейчас надо активнее работать с конгрессными ассоциациями. Но при этом надо признаться, что мы не умеем проводить конгрессы. Это объясняется тем, что у конгрессов своя технология, специфика. Чтобы это освоить, надо плотно заниматься данной сферой. Вполне возможно, что имеет смысл организовать обучение специалистов по этому направлению, пригласить иностранцев.

Еще одной проблемой, которую нам придется решать в 2010 году, является так называемый «пермский синдром». Мы сейчас будем инвестировать большие средства в противопожарную безопасность. В связи с этим надо пересматривать пожарные и технические регламенты.

В нынешних условиях очень важным направлением является использование Интернета. Без wi-fi и ряда других технических услуг работа сегодня немыслима. Необходимо, чтобы все наши комплексы соответствовали стандартам, иначе мы становимся неконкурентоспособными. Кроме того, нужно постоянно осваивать новинки. В этом смысле очень перспективным направлением является развитие, как это происходит в США и Европе, так называемых новых поисковых порталов. Речь идет о том, что за 100–500 евро на этом портале размещается информация о фирме и ее продукции. Через этот портал происходит обмен информацией с различными выставочными центрами мира, и тем самым появляется возможность максимально широкого использования таких данных для привлечения посетителей, целевой аудитории, покупателей.

Есть еще один аспект, требующий внимания. В настоящее время, когда кризис еще прошел, приоритет отдается выставкам B2C, то есть выставкам-продажам. Поэтому выставки сельскохозяйственной направленности, товаров народного потребления занимают лидирующие позиции. Нам нужно обобщить опыт проведения таких выставок и подумать над тем, как сделать их лучше.

Игорь КОРОТИН:

Хотя мировая и российская экономика все еще не вышла из кризиса, многие эксперты и предприниматели стали ощущать, что кризис заканчивается. В связи с этим особенно остро встает вопрос о том, какой быть экономике России в послекризисный период.

Очевидно, что возврата к докризисной, сырьевой модели экономики быть не должно. Усилия государства и бизнеса должны сосредоточиться на переводе экономики на инновационные рельсы. С учетом этого огромное, решающее значение приобретает привлечение инвестиций, в том числе иностранных, необходимых в первую очередь для модернизации реального сектора экономики.

Трудности, переживаемые сегодня мировой экономикой, непосредственно отражаются на выставочно-конгрессной деятельности во многих странах, включая Россию. Компании-экспоненты сокращают выставочные площади, а в ряде случаев и вовсе отказываются от участия в выставках.

В этих условиях выставочно-ярмарочная деятельность может быть не только инструментом, ускоряющим выход конкурентоспособной продукции и услуг на внутренний и внешний рынки, но и инициировать спрос и предложение, в первую очередь на высокотехнологичную продукцию и разработки, нанотехнологии.

Кризис – это время переоценки своих ресурсов и поиска новых путей развития. Такие возможности многим компаниям обеспечивает участие в выставках.

Вопросы влияния экономического кризиса на выставочный бизнес России и контрмеры, принимаемые для преодоления его негативных последствий, в последние полгода обсуждались на всех заседаниях в отрасли. В ходе дискуссий речь шла прежде всего о взаимодействии и координации усилий выставочного сообщества, территориальных торгово-промышленных палат и органов государственной власти всех уровней с целью сохранения потенциала отрасли и смягчения воздействие мирового кризиса на нашу экономику. Руководители компаний говорили не только о проблемах и негативных явлениях, но и о конкретных мерах, которые они уже предприняли для преодоления кризиса. В результате принятых мер, по оценкам участников выставочного рынка и отзывам выставочных организаций, проявились определенные тенденции улучшения ситуации. Если в начале года падение основных выставочных показателей составляло более 40%, то в настоящее время этот показатель сократился в два раза. В целом наблюдается тенденция развития цивилизованного выставочного рынка. Сейчас нужно в первую очередь сделать все возможное, чтобы консолидировать выставочный бизнес, избежав недобросовестной конкуренции.

Задача выставочников, на мой взгляд, состоит в том, чтобы идти навстречу экспонентам и не гнаться за сверхприбылями. Конечно, кризис – вещь жестокая, но он позволяет объективно видеть, какие выставки нужны экспонентам. В сложившихся условиях организаторам чрезвычайно важно усилить адресную работу с предприятиями. Именно экспонент должен сказать, что его не устраивает в выставках, что организаторы делают неправильно, как можно исправить ситуацию. Не менее важным направлением работы является целевое привлечение посетителей-специалистов. Для этого надо активнее внедрять современные выставочные технологии, системы предварительного назначения встреч через Интернет. Сегодня как никогда важен маркетинговый подход к организации выставки.

Что касается мер, стимулирующих бизнес, то не последнее место в этом перечне занимают налоги. По моему мнению, надо подключать государственные органы всех уровней к решению финансовых проблем выставочных комплексов. В частности, это касается рассмотрения предложений о снижении земельного налога, что позволило бы снизить себестоимость выставочной площади и соответственно расценки для предприятий-экспонентов. В итоге увеличилась бы оборачиваемость площадей и, следовательно, значит возросли бы поступления в городской бюджет.

С целью снижения расходов российских компаний на участие в международных выставках за рубежом, увеличения количества потенциальных участников выставок, усиления конкуренции среди выставочных компаний – операторов проектов и соответственно повышения качества оказываемых услуг ТПП России внесла в проект постановления правительства Российской Федерации «О мерах по реализации федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» предложение, касающееся механизмов финансирования выставочных операторов зарубежных выставочных мероприятий с господдержкой. Минпромторг России согласился с предложением определить предельный размер авансового платежа выбранным на конкурсной основе операторам выставочных проектов за рубежом с господдержкой в размере 60%. В июле 2009 года в Минпромторг России направлены предложения по совершенствованию системы организации и проведения конкурсов по выбору операторов выставок за рубежом, проводимых с частичным финансированием за счет средств федерального бюджета.

Развитие рыночных отношений в России требует создания соответствующей деловой, в том числе выставочной инфраструктуры, формирования ее материальной базы. Практикой подтверждено: чем лучше развита деловая и выставочно-ярмарочная инфраструктура, тем быстрее и охотнее приходят инвестиции в регион, ускоряется его экономическое развитие. Правда, регионы часто используют для выставочных мероприятий неприспособленные помещения (спортивные сооружения, концертные залы, кукольные театры и т.п.), что значительно снижает эффективность их проведения.

"