Posted 1 апреля 2004,, 20:00

Published 1 апреля 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:50

Updated 8 марта, 09:50

Слава уехал, оставив шинель

1 апреля 2004, 20:00
Петербург, казалось бы, город молодой, но корням и традициям привержен столь сильно, словно еще не вышел из злополучной «шинели». За триста лет шинелей накопилось видимо-невидимо. Театр как-то особенно дорожит пыльными одежками, украденными некогда у бедного Акакия Акакиевича. Какую премьеру ни возьми, непременно ей со

В марте состоялось второе рождение некогда знаменитого питерского театра «Эксперимент». В 1970-х с затеи Виктора Харитонова началось широкое студийное движение. В его проекте находилось место и драматургам, и поэтам, и «Лицедеям». Пережив свою славу, театр не просто угас – был с шумом закрыт. И вот теперь, десять лет спустя, возрождается. Причем по старым лекалам. По-прежнему Виктору Харитонову требуются нетрадиционные пространства – он обрел их в современном здании Национальной библиотеки (на Московском проспекте) и в Музее воды (б. Водонапорная башня на Таврической улице). Старый «Эксперимент» славился спектаклями в жанре портрета, новый портретирует Игоря Губермана, Назыма Хикмета, воскрешает в памяти переписку Макара Девушкина и его возлюбленной Вареньки. Зрителям, уже знакомым с дорогими постановочными проектами, вновь предлагается «бедный театр», не отягощенный современной режиссурой.

На другой площадке – в Кукольном театре сказки – возрождается, опять же без малейшей претензии на новаторство, спектакль в жанре пантомимы. Профессор Академии театрального искусства Елена Маркова, автор книги «Марсель Марсо», спрятавшись за псевдонимом Елена Кананайнен, поставила с абсолютно не подготовленными к пластическим экзерсисам молодыми кукольниками представление «Сад Пьеро». Выйдя из-за ширмы, аниматоры показали номера из репертуара великих мимов и питомцев гнезда Славы Полунина. Кто-то лучше, кто-то слабее, но важнее не мастерство, а тенденция.

Из многочисленных неформалов и невербалов (от «Лицедеев» до «Дерева» и «До-театра») в Питере выжили исключительно клоунские труппы. Философам, склонным к лабораторным опытам, не выжить в современной российской рыночной обстановке. Их «товар» востребован многочисленными мировыми фестивалями, а дома спрос на них весьма ограничен. То, что на Западе – массовое искусство, в Питере – элитарное. Оттого «Комик-трест» и «Фарсы» пытаются усидеть на двух стульях. В их репертуаре и типично клоунские представления, и авторские спектакли. В марте «Комик-трест» во главе с Вадимом Фиссоном познакомил питерскую публику с премьерой, уже сыгранной в Монтре. На смену стилистически изысканной «Белой истории» пришел типично уличный по эстетике «Антоний и Клеопатра». Он не рассчитан на камерную аудиторию, зато пользуется бешеным успехом. Это тоже тенденция.

Весеннее оживление в картину петербургской театральной жизни внесли гастроли «Дерева», премьера группы «АХЕ», состоявшаяся в Музее Достоевского, а также традиционные первоапрельские выступления «Лицедеев».

"