Posted 1 апреля 2004,, 20:00

Published 1 апреля 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:50

Updated 8 марта, 09:50

Роман о Понтии Пилате

Роман о Понтии Пилате

1 апреля 2004, 20:00
Для большинства людей, живших при советской власти и пострадавших от нее, булгаковский Мастер – это аллегория такого страшного ада, по сравнению с которым дьявол в классическом представлении (Мефистофель, черт с рогами и пр.), как сейчас принято говорить, «отдыхают». Дантовский ад меркнет по сравнению с ужасами 37-го

В том Мастере, о котором пойдет речь у нас, никаких сеансов нет. Главный герой здесь – Понтий Пилат, а в основе сюжета – развитие его отношений с Христом. Получается, что об этом и пишет свой роман Мастер, за это и подвергается преследованиям. Это стержень нового спектакля. Последовательно выстроить сюжет в этом ключе довольно сложно, так как булгаковские идеи весьма далеки от христианской теологии. Христос его лишен и сотой доли того обаяния, которым он наградил всю делегацию из преисподней. Развитие образа Пилата – вот ключ к развитию образа Христа. Остальные булгаковские герои начала века далеки от Иешуа, но ведь именно они и есть воплощение бесовского.

Сколько было споров о том, как нужно играть Мастера, если уж мы хотим переместить акценты! Очевидно, и эта версия еще не последняя. Спектакль будет меняться от раза к разу. Все образы будут еще и еще переосмысливаться. Взять, к примеру, Маргариту. В традиционном понимании она обретает свободу. В моем понимании после встречи с дьяволом она попадает, так сказать, из огня да в полымя. Примирить эти две версии можно, сказав, что, убегая от истинного лица бесовства, она оказывается лицом к лицу с тем, кто является Ангелом Света. В любом случае они с Мастером так и остаются вдали от Христа. А Пилат, уже не герой романа Мастера, а сам по себе, идет своим путем. Учитывая, что Мастера и Пилата играет один актер (который к тому же еще и Берлиоз), можно трактовать это как выбор жизненного пути одного человека. Берлиоз присоединился к бесовскому хору, Мастер выбрал другой путь, но так и не увидел истины. А вот Пилат находит выход. Он идет по вполне традиционному христианскому пути: грех (трусость), обличение Христом, мучение и желание встречи с Христом (и не потому, что тот умеет лечить его головную боль – это видно в спектакле). Затем покаяние и примирение с Богом. Эта мысль подчеркивается еще и тем, что всех отрицательных героев тоже играет один человек. Сценарий оставляет много свободы понимания актерам, а спектакль – зрителям.



Театр Nota Bene представляет премьеру по роману Булгакова «Мастер и Маргарита»

4 апреля и 11 мая на одной из лучших театральных площадок Москвы – в Государственном культурном центре-музее В. Высоцкого

Режиссер-постановщик – Александр Горшков

Художественный руководитель театра – Сергей Колешня

Адрес центра-музея: Нижне-Таганский тупик, 3, м. «Таганская» кольцевая

Начало спектаклей в 19.00

Справки и заказ билетов по телефонам: касса центра-музея: (095) 915-4558; 8-926-204 6486

Более полную информацию можно узнать на сайте: www.teatrnotabene.ru

"