Posted 1 апреля 2004,, 20:00

Published 1 апреля 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:50

Updated 8 марта, 09:50

Нашествие клонов

Нашествие клонов

1 апреля 2004, 20:00
Тема клонирования давно «намозолила» всем уши и глаза. Фильмы-блокбастеры, «детские» мультфильмы, сериалы – все посвящено этому животрепещущему вопросу. Споры о пользе и опасности данного эксперимента кажутся нескончаемыми. Известная английская писательница Кэрил Черчилл в 2002 году написала пьесу «Количество» как раз

Сам факт того, что за художественное воплощение этой драмы взялся именно Михаил Угаров, не удивляет. Современная психологическая пьеса всегда интересовала Угарова не только как режиссера, но и как драматурга. Да и на нашей сцене обязательно рано или поздно должно было возникнуть подобное произведение. Но вот только на этот раз это не страшный триллер про всепожирающих и всеуничтожающих клонов, а как раз психологическая драма с элементами несложного детектива.

Перед нами отец и его сыновья. Предыстория такова: отец Солтер потерял жену и любимого сына в автокатастрофе и решил клонировать сына. Но сразу создать нужный «вариант» сына ему не удалось. Вот и ходят по свету пара десятков Бернардов, одинаковых внешне, но абсолютно различных внутренне...

Солтер Бориса Плотникова – личность странноватая и противоречивая. Немного нервный, порой рассеянный, на самом деле внутренне он очень сосредоточен. В его мозгу переизбыток тайной информации, которую он выдает, следуя одному ему ясной логике. Мы видим постепенное превращение любящего отца в одержимого экспериментатора, в человека с болезненной психикой. Во встрече с тремя сыновьями меняются его настроения, то он предстает раздраженным и изнервленным, то тихим и всепонимающим.

Всех троих сыновей играет Максим Виторган. Вот начинается действие, и перед нами первый – любимчик клон Бернард. Внушительная фактура Максима Виторгана вступает в контраст с образом, который он создает в этой сцене. Застенчиво улыбающийся и испуганно озирающийся, он робко и боязливо пытается выпытать у отца подробности злополучной истории. От смущения он заикается и не может ясно выразить свою мысль.

Настоящий же Бернард, второй сын, напоминает дикого, недоласканного зверька. Детские обиды, мстительность, злоба переполняют его. Капюшон, надвинутый глухо на лоб, неловкие грубые движения – вот его внешний облик. Заранее ненавидя своего брата, он решает его убить. Но это убийство не приносит облегчения. Тем более что отца это преступление вообще не слишком интересует. В мире, где каждого человека можно «повторить», смерть человека уже ничего не значит.

Третий образ Виторгана вызывал легкий смешок в зрительном зале на протяжении почти всей сцены. Обаятельный, всем довольный человек, который счастливо женат и имеет трех любимых детей, в упор не понимает, чего хочет от него неизвестно откуда взявшийся отец.

Что именно привлекло Угарова в этом сюжете? Проблема уникальности единожды созданной и единожды рожденной жизни? Вопрос о том, как найти критерий отличия оригинального от подделки? А может, и просто способ в рамках популярной темы еще раз рассказать об опасности экспериментов над человеческой душой? Так или иначе, но спектакль заставляет задуматься о том, о чем в реальной жизни вспоминаешь не так уж часто. А зря.

"