Posted 1 марта 2007,, 21:00

Published 1 марта 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:55

Updated 8 марта, 08:55

«Докажите, что я нарушил правила»

«Докажите, что я нарушил правила»

1 марта 2007, 21:00
На вопросы читателей «НИ» отвечает Леонид ОЛЬШАНСКИЙ, почетный адвокат РФ, вице-президент Движения автомобилистов России.

– Леонид Дмитриевич, наш читатель Михаил Барышихин из Петербурга прислал в редакцию письмо, в котором просит прокомментировать его случай. Он пишет: «Я двигался по крайнему левому ряду широкого проспекта. С края тротуара инспектор указывал жезлом – остановиться. Я не понял, мне это или нет, и проехал дальше. Правильно?»

– Требование об остановке должно быть понятно. Не должно быть никаких сомнений в том, что оно относится именно к вам. Если инспектор стоит на тротуаре и между вами три-четыре, а то и пять рядов, то быть уверенным, что этот жест относится к вам, нельзя, поэтому можно смело проезжать.

– А если водитель все же решил, что «тормозят» его?

– Мой совет: в случае принятия решения об остановке – очень плавно и очень медленно выруливать к обочине. Этим мы добьемся двух вещей. Во-первых, будем контролировать правый бок, чтобы в него не врезалась машина, идущая прямо. Во-вторых, нарастим расстояние между инспектором и притормозившей машиной. Почему это важно? Потому что, пока инспектор дойдет 50–100 метров, отделявших его от нас, уже проедут мимо машины, которые двигались как в попутном с нами направлении, так и во встречном. Уже перейдут дорогу пешеходы, если контакт развивался в районе пешеходного перехода. В итоге у инспектора не окажется так называемой свидетельской базы. А это очень важно, ибо никто еще не отменял принцип презумпции невиновности, согласно которому вина любого человека, в том числе водителя, должна быть доказана полно и всесторонне, а любое сомнение – трактоваться в пользу обвиняемого. Если у инспектора свидетелей нет, то дело будет развалено в суде, а очень часто – уже в кабинете у руководства инспектора.

– Если инспектор уже подошел, как лучше вести себя?

– Когда инспектор к вам подошел, то есть две модели поведения, основанные прежде всего на психологических аспектах. Первый касается тех людей, которые хотели бы «договориться». Вот тогда, наверное, целесообразно выйти, улыбнуться, плести легенды про «больную жену», про то, что вы опаздываете на совещание, и так далее. Второй вариант – более официальный, более законный, но конфликтный. Обязательно попросите инспектора предъявить служебное удостоверение. Вам в руки он отдавать его не должен, а вот показать – обязан. Его данные целесообразно переписать в блокнот, который обязательно нужно возить с собой, и дальше попросить инспектора разъяснить, в чем причина остановки машины, ведь очень часто останавливают беспричинно.

– Что делать, если инспектор обвиняет в том, что вы «проехали на красный сигнал», «превысили скорость», «развернулись в неположенном месте» и тому подобное?

– Никогда не нужно плести легенды – дескать, выехал со двора, «кирпича» не видел... Всегда нужно говорить: «Я не собираюсь ни в чем оправдываться, не собираюсь сочинять никаких сказок… Вы, пожалуйста, товарищ лейтенант (капитан) докажите, что я виноват!». А в протоколе нужно писать две заветные строчки: «Не согласен. Требую адвоката». Эти две строчки дают основание умелому адвокату «развалить» административное дело. Какова вообще методика борьбы за права водителя с обвинениями, внесенными в административный протокол, мы расскажем в этой же рубрике через неделю.

"