Posted 2 марта 2006,, 07:53

Published 2 марта 2006,, 07:53

Modified 8 марта, 09:14

Updated 8 марта, 09:14

Горбачев: Журналисты снова вспомнили про "взятку"

2 марта 2006, 07:53
Горбачев: Журналисты снова вспомнили про "взятку"

Сегодня первому и последнему президенту СССР исполняется 75 лет. Этот юбилей не стал для страны всенародным праздником, потому что и теперь у россиян к юбиляру отношение сложное. Одни ему искренне признательны, другие, мягко говоря, – не совсем.

54% опрошенных считают, что в исторической перспективе перестройка, начатая советским лидером Михаилом Горбачевым 20 лет назад, принесла России больше плохого, чем хорошего. Противоположной точки зрения придерживаются 27% россиян. Однако социологи Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проводившие опрос среди 1600 человек, отмечают существенные положительные сдвиги по сравнению с 2002 годом. Тогда больше плохого, чем хорошего, в последствиях перестройки усматривали 63%, а больше хорошего, чем плохого – 20%. Больше негативных моментов в перестройке отмечают представители всех возрастных групп, за исключением самой молодой – 18–24 лет, где мнения разделились. С возрастом отрицательное восприятие роли перестройки усиливается (в группе старше 60 оценки составляют +16% и -69%). В группах с доходами менее 5000 рублей в месяц на члена семьи преобладает мнение, что перестройка принесла России больше плохого; а в группе с доходами свыше этой суммы – что больше хорошего. В то же время социологи отмечают, что, несмотря на скорее отрицательное отношение к деятельности Михаила Горбачева во главе советского государства, конкретные результаты перестройки, как правило, воспринимаются позитивно. Россияне положительно оценивают развитие частного предпринимательства, возможность зарабатывать без ограничений (53% оценивают со знаком «плюс», 15% со знаком «минус»), прекращение холодной войны и сближение с Западом (+50% и -13%), а также развитие политических свобод – слова, вероисповедания, идейного плюрализма и многопартийности (+45% и -19%). О перестройке и о многом другом – наша беседа, состоявшаяся накануне юбилея.

– Михаил Сергеевич, к вашему юбилею у нас в стране подошли оригинально: известная социологическая структура обнародовала свой опрос, согласно которому более половины россиян оценивают вашу деятельность в качестве Генерального секретаря не самым лучшим образом. А один из центральных телеканалов и вовсе показал интервью с бывшим шефом КГБ Крючковым, который заявил, что в свое время спас вас от взятки в 100 тысяч долларов, предложенной южнокорейцами. Что вы думаете по поводу такого «поздравления» из уст вашего бывшего подчиненного?

– Все от начала и до конца ложь. И это не первый случай, когда Крючков несет такое. А он, между прочим, возглавлял структуру, отвечающую за безопасность страны, и при этом лично участвовал в расшатывании ситуации. В подрыве безопасности. Вспомните: кто стал одним из руководителей путча? Крючков. Причем упирались тогда даже Янаев и Язов. Но он им дал прослушать запись моего разговора с Назарбаевым и Ельциным, который касался осуществления кадровых перемен после подписания нового Союзного Договора. И кто записал этот разговор? Ведомство товарища Крючкова.

Потом уже в Форосе он изолировал президента СССР от всего мира: пять колец охраны выставил, чтобы мышь не проскочила. И предложил мне передать власть Янаеву «по состоянию здоровья». Я отклонил их настойчивые советы и потребовал созыва съезда или Верховного Совета: пусть депутаты выслушают их претензии и мой доклад и примут решение. Как проголосуют депутаты – так и будет.

Но они боялись открытой схватки, стали давить на врачей, требуя от них заключения, что я недееспособен. Что лежу в постели, неадекватен. У меня до сих пор хранятся все документы тех дней. Но они боялись открытой схватки, стали давить на врачей, требуя от них заключения, что я недееспособен. Что лежу в постели, неадекватен. У меня до сих пор хранятся все документы тех дней. И каждый такой документ подтверждает их преступные действия. Да что мои документы – суд принял к разбирательству уголовное дело об их преступной деятельности.

– Но тема этой «взятки», насколько я понимаю, поднимается уже не первый раз. И не только Крючковым.

– Несколько лет назад Караулов в своей передаче начал муссировать эту чушь. Проверкой занималась прокуратура. Так нет, кому-то неймется. Опять подбрасывают.

А история была очень простая. После визита в Японию я залетел в Южную Корею. Состоялись переговоры с президентом Ро Де У. Когда они закончились, он встает и говорит: «Господин президент, мы знаем, что вы свою Нобелевскую премию – миллион долларов – перечислили на строительство шести больниц. Наша семья тоже хочет принять участие в этом благотворительном акте и передать свой взнос». Я поблагодарил его. Деньги были отданы Болдину. Поручил изучить ситуацию в Брянской области, которая также пострадала от чернобыльской аварии. А когда после путча у Болдина в кабинете провели обыск, в сейфе обнаружились те самые 100 тысяч.

"