Posted 1 марта 2005,, 21:00

Published 1 марта 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:34

Updated 8 марта, 09:34

Вятская Юдифь

Вятская Юдифь

1 марта 2005, 21:00
Областной драматический театр имени С.М.Кирова, самый крупный в городе, расположен в здании весьма внушительных размеров, построенном в стиле сталинского ампира. Оно возвышается на центральной площади и как бы является памятником эпохи, когда верили в то, что искусство принадлежит народу. Ныне уже не понятно, кому, соб

В Кировском драматическом театре вообще много проблем, не только творческих, но и житейских. Одна из них – как обеспечить актеров квартирами? Вот приезжает в Киров новый молодой артист, в котором нуждается театр, и где ему жить? Жить негде. Поэтому молодые артисты приезжают реже, чем хотелось бы. Соответственно труппа обновляется медленно. А это тормозит художественный процесс. Правда, есть в Кирове областная администрация, городской голова, которые помогают театру и за последние годы выделили несколько квартир, за что театр им очень признателен. Но все же нужна государственная система социальной поддержки театров многочисленных городов России, правда, кто в нашей стране об этом думает?

Следующая проблема, без освещения которой жизнь кировского драматического театра выглядела бы неполной, это проблема творческой психологии артистов. Речь идет о том, может ли артист в условиях нынешней жизни целиком и полностью посвятить себя театру? Не может, потому что зарплата не обеспечивает ему необходимого прожиточного уровня, и он вынужден искать заработки на стороне. Отражается ли это на его ролях в театре и на общем тонусе существования труппы? Несомненно. И это проблема повсеместная, с ней сталкиваешься не только в Кирове, но и по всей России, включая и Москву.

В Кировском драматическом театре есть еще одна проблема. Молодежь, что в театре работает. Ее творческий потенциал, чувство профессиональной ответственности и прочие качества, необходимые для работы в театре, сильно уступают аналогичным качествам старших поколений. Артист, которому за сорок, отдает театру гораздо больше сил и внимания, чем артист, которому двадцать. В чем тут дело? Во-первых, в профессиональной выучке. Молодые артисты в Кирове в превалирующем большинстве являются выпускниками периферийных театральных училищ. И только среди старшего поколения есть выпускники столичных вузов. Во-вторых, немолодые артисты вошли в профессиональную жизнь в эпоху, когда театр был на подъеме. Это 60–70–80-е годы. И поэтому для них театр с самого начала был главным делом всей жизни. В нынешнюю эпоху мы ощущаем несомненный спад в творческих профессиях, и уже не обнаруживаем тех стимулов к работе, которые были прежде. Угасла социальная активность театров, давно забыта гражданственность, сегодняшняя публика вообще диктует особое отношение к искусству. Можно назвать его потребительским, и мы не слишком преувеличим. Публика жаждет развлечения и отдыха, а не активного интеллектуального восприятия насущных проблем, возможности обсуждения «проклятых вопросов» дня. Кроме того, существует такой мощный конкурент, как телевидение с его налаженной индустрией развлечений. Как театрам конкурировать с ним? Это вопрос, на который сегодня может мало кто ответить.

Вот в этих непростых условиях и работает Кировский областной драматический театр. В труппе – тридцать человек. Из них около двадцати – очень не плохие артисты. И это говорит о том, что театр дееспособен и может работать творчески интересно. Но среди спектаклей есть хорошие, определяющие стиль театра, есть не слишком хорошие, не определяющие ничего. Поэтому на некоторых спектаклях – почти полный зал. На некоторых едва набирается треть. Но зрители, как бы мы их ни ругали, все же чувствуют, где есть искусство, а где оно задыхается. Поэтому зал полон на «Юдифи» Елены Исаевой (здесь пьеса идет под названием «Любимый мой…Мой враг!») в постановке художественного руководителя Евгения Степанцева. Это вообще один из лучших спектаклей. Хотя успех его очень неожиданный. Как играть пьесу в стихах, написанную об иудейке Юдифи, отрубающей голову своему возлюбленному Олоферну? Как современные актеры могут оправдать столь дикие страсти? Актриса Наталья Исаева очень тонко и точно играет конфликт между любовью к Олоферну и преданностью своему народу. Убийство возлюбленного становится для Юдифи роковым событием, она превращается в неживое существо, теряет всякий смысл существования. Интересен в этом спектакле и Олоферн Андрея Матюшина, мужественный и смелый человек, сжигаемый страстью к красавице. Превосходна роль служанки Елимы в исполнении Ольги Вихаревой. В Елиме сочетается утонченность хрупкой, нежной и возвышенной натуры с распущенностью и страстями обыкновенной женщины из плебса, не могущей устоять ни перед одним мужчиной.

Из интересных постановок можно назвать также «Живой труп» Льва Толстого и «Мешок халявы» («Семейный портрет с дензнаками») Степана Лобозерова в постановке того же Евгения Степанцева. Этот режиссер вообще проявляет интерес к тем пьесам, в которых есть страсти, возвышенные или низменные, крупные эмоции, открытые чувства. Поэтому Федор Протасов Андрея Матюшина в спектакле Степанцева – это тоже человек страстей, бурного неприятия системы жизни, построенной на ложных понятиях, лишенной той естественности и правды, которые он обнаруживает в простой цыганке Маше Елены Одинцовой. Отсюда же удаль и размах цыганского хора, и огромный как птица распластанный под потолком крест (художник Людмила Синицина), напоминающий о Боге, о совести.

«Мешок халявы» рисует иные страсти. Очень темпераментный и динамичный спектакль, идущий под постоянный рефрен знаменитой арии «Люди гибнут за металл», показывает, как деревенская семья, которая неожиданно получает крупный денежный перевод от родственника, теряет всякую почву под ногами. Спектакль рисует страшную, гротескную картину жизни российской деревни, оболваненной телевидением, водкой и нищетой. Все роли здесь превосходны: это и недалекая, но добрая бабка Галина Малышевой, и хитроватый сват Александра Кирикова, и огрубевшая от забот Катерина Маргариты Конышевой, и изнервленный спивающийся Тимофей Владимира Севостьянова, и недалекая, но обладающая здравым смыслом Таня Ирины Смердовой, и малокультурный Михаил Константина Багина.

В статье газетного формата трудно рассказать даже о десятке лучших актеров театра. Остается их только назвать: Галина Мельник, Ольга Цивилева, Владимир Смирнов, Павел Исайкин, Василий Заболотний, Светлана Золотарева. Именно они, вместе с уже названными раньше, составляют костяк труппы. Хорошие актеры – это главное богатство любого театра, именно они оправдывают его существование.

В Кировском драматическом театре, как в любом российском театре, есть свои сильные и слабые стороны. Но подходить к работе подобного коллектива только с чисто художественными критериями недостаточно. Нужно учитывать все особенности жизни в городах и весях нашей страны. А эта жизнь сегодня не так легка. Хотя именно в ней театр и должен доказывать свое право на существование.

"