Posted 1 марта 2004,, 21:00

Published 1 марта 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:43

Updated 8 марта, 09:43

«Люди до сих пор ищут пропавших родственников»

«Люди до сих пор ищут пропавших родственников»

1 марта 2004, 21:00
Прокуратура Москвы продолжает расследование причин взрыва в поезде столичной подземки между станциями «Павелецкая» и «Автозаводская» 6 февраля. Следователи практически закончили работу с потерпевшими и ожидают результатов взрывотехнических и генетических экспертиз. Ответов на главный вопрос – был ли взрыв терактом – по

За три недели, прошедшие со дня трагедии в московском метро, следователи прокуратуры Москвы практически закончили работу с пострадавшими: установили личности и идентифицировали большинство фрагментов погибших, закончили работу с вещами, изъятыми на месте трагедии, а также назначили дополнительные медицинские и взрывотехнические экспертизы. Активная работа продолжается по нескольким важным направлениям: идентификация все еще неопознанных останков и поиск среди них фрагментов тела возможного террориста, установление типа и мощности взрывного устройства, поиск организаторов и причастных к взрыву людей, а также определение тяжести последствий.

В городских больницах остаются 150 пострадавших, опознаны 40 погибших, их тела выданы родственникам и захоронены. Следователи начали изымать из больниц истории болезни пострадавших и передавать их в бюро судебно-медицинской экспертизы Москвы. По ним эксперты определят тяжесть последствий, которые причинил здоровью пострадавших взрыв. От этого зависит дальнейшая квалификация уголовного дела, степень ответственности виновных, если их удастся установить. Кроме погибших и раненых, в уголовном деле о взрыве в метро фигурирует несколько «без вести пропавших». Действительно, следователи обнаружили на месте трагедии документы людей, которые так и не были опознаны.

«К нам до сих пор приходят люди, которые ищут пропавших родственников и близких, – рассказывает «НИ» один из следователей. – Но, как выясняется позже, такие случаи никак не связаны с взрывом в метро. Человек мог уехать в другой город, попасть в милицию или больницу».

По уцелевшим, но неопознанным телам и фрагментам проводится около 60 судебно-медицинских экспертиз, в том числе и генетические. После «генетики» фрагменты тел будут сопоставлены между собой и с уже опознанными останками. Помимо установления личности погибших, экспертизы помогут ответить на важный вопрос о локализации тел. То есть кто из пассажиров находился в той или иной части вагона, и в каком направлении шла взрывная волна.

Вопрос об останках или личности возможного террориста-смертника пока остается открытым. Следователи не исключают, что идентифицировать фрагменты и тела некоторых погибших вообще не удастся. Однако они призывают не спешить с выводами.

«Взрыв был хоть и сильным, но не атомным, – заявил «НИ» один из следователей прокуратуры. – Надеемся, что никто из пассажиров второго вагона не распылился на молекулярном уровне, и в морге находятся останки всех погибших».

Квалификация уголовного дела о взрыве в метро осталась прежней: вторая часть статьи 105-й УК РФ («убийство») и третья часть статьи 205-й УК РФ («терроризм»). Несмотря на то что версия теракта является основной, какого-либо подтверждения этому до сих пор нет. Помимо теракта, следователи отрабатывают и другие версии. Например, взрывчатку мог перевозить участник одной из столичных преступных группировок или «черный следопыт». Невыясненной остается мощность и тип взрывного устройства, а также как оно приводилось в действие: дистанционно, локально или произошло самопроизвольное срабатывание при перевозке. Согласно предварительным заключениям специалистов, взрывное устройство было начинено тротилом, или смесью селитры и алюминиевой пудры. Последний вариант стал очень популярным у исламских экстремистских организаций. Именно такой бомбой была подорвана электричка под Ессентуками в декабре прошлого года. Мощность взрывчатки, сработавшей в метро, специалисты также предварительно оценивают в 3 кг тротилового эквивалента. Определенные сложности существуют с установлением типа взрывателя. Второй вагон поезда, где произошел взрыв, усыпан электронными компонентами от мобильных телефонов, плееров, батарейками и часами пассажиров. Все эти вещи могли быть частью взрывного устройства. Из некоторых тел и фрагментов погибших извлечены металлические шурупы и болты. Пока неясно, были они начинкой бомбы или это элементы крепежа обшивки вагона. По словам следователей, все работы во втором вагоне уже закончены: осмотры произведены, все объекты изъяты и отправлены на экспертизы.

Следственная бригада закончила изучение записей со всех видеокамер, установленных на станциях и в переходах Замоскворецкой, Каховской, Серпуховско-Тимирязевской линий, а также с крупной железнодорожной развязки в Царицыно. «Есть несколько интересных моментов, по которым начались оперативные мероприятия», – заявил «НИ» следователь прокуратуры».



НЕИЗВЕСТНАЯ ГРУППИРОВКА ВЗЯЛА НА СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВЗРЫВ В МЕТРО

В редакцию оппозиционного чеченского агентства «Кавказ-Центр» по электронной почте с анонимного адреса пришло заявление от ранее неизвестной вооруженной группировки «Мюриды Газавата». В заявлении лидера этой группировки, представившегося как Лом-Али Чеченский, указывается, что ответственность за взрыв в московском метро 6 февраля берет на себя эта военизированная организация.

"