Posted 2 февраля 2020,, 09:40

Published 2 февраля 2020,, 09:40

Modified 7 марта, 15:24

Updated 7 марта, 15:24

Бедным - не читать! Почему  стоимость книг в России стала шокирующе высокой

Бедным - не читать! Почему стоимость книг в России стала шокирующе высокой

2 февраля 2020, 09:40
Для тех, кто давно не покупал книги, поход в книжный магазин в начале 2020 года может оказаться шокирующим мероприятием. Автор этих строк, желая что-нибудь почитать на новогодних каникулах, заплатил всего за пять томов и томиков современных авторов около 9-и тысяч рублей! Почему так много, выясняли "НИ".
Сюжет
Книги

Ирина Мишина

Чтобы не возникало сомнений в мистификациях или преувеличениях, приводим конкретные ценники из "Книжного лабиринта":

- Сборник статей немецких физиков о потеплении климата - 1980 рублей;

- Работа американского журналиста Уильяма Ширера "Взлет и падение Третьего рейха" - 2070 рублей;

- Монография Юваля Ноя Харари "21 урок для 21 века" - 1610 рублей;

- Роман Мишеля Уэльбека "Покорность" - 1210 рублей;

- Новый роман Рю Мураками "Фатерлянд" - 1800 рублей.

Помнится, еще недавно те же романы Уэльбека и Мураками можно было купить по цене 200-400 рублей, а издание, очень похожее на документальную книгу Ширера "Германия. Самоликвидации" Тило Сарацина стоило в 2015 году 890 рублей.

Получается, что за считанные годы стоимость книг пересекла психологическую отметку в одну тысячу рублей, а цены многих изданий уже прыгнули за две тысячи! И это - не в книжных лавках аэропортов Москвы, где романы Акунина продают по 5 200 рублей, это - из "Книжного лабиринта" в торговом центре Румянцево.

Характерно, что в огромном магазине, где были куплены все названные издания, в течение получаса никаких других покупателей не было. На вопрос о том, что случилось с ценниками, юный и очень услужливый продавец только закатил глаза и ничего внятного ответить не смог.

И ладно бы инфляция в России зашкаливала, приближаясь к трехзначным цифрам! По официальным данным, в 2019 году она составила не более 3,5-4%.

Почему книги в России дорожают такими сногсшибательными темпами? Очевидно же, что и при нынешних ценниках они уже стали товаром элитарным, не доступным для пенсионеров (если они живут только на свою пенсию), для школьников и студентов (если они не из богатых семей), да и для абсолютного большинства россиян со средней зарплатой около 40 тысяч в месяц. Сложно представить, что кто-то захочет потратить на пять-шесть книг четверть своей зарплаты.

"Новые Известия" решили разобраться в причинах столь стремительного роста цен на книги в сети магазинов "Книжный лабиринт", где была совершена упомянутая дорогостоящая покупка. Сотрудники этой сети оказались не словоохотливы. На вопрос о причинах роста цен на книги менеджер, не пожелавшая представиться, ответила нам кратко: "Комментариев не будет. Всего вам доброго!" После этого в трубке раздались короткие гудки...

Что же произошло с ценами на книги? «НИ» задали этот вопрос руководству Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. «Данные об уровне отпускных цен на книги в 2019 г. будут доступны в конце марта 2020 года. Что касается данного показателя по итогам 2018 г., то, по оценкам отдельных экспертов книжной отрасли, средняя отпускная цена издания составляла порядка 230-и рублей», - заявила "НИ" официальный представитель Роспечати Алина Ермолинская.

Мы начали разбираться в нюансах. Однако, на многие наши вопросы в Роспечати не нашлось ответа. Так, на вопрос о том, на сколько за последний год подорожала в России бумага, в Роспечати заявили : «Нет таких данных». Не оказалось в Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям информации и о том, на сколько за последний год выросли цены на типографские услуги. Зато, по информации Роспечати, средняя цена на книгу в России "сегодня вполне приемлема". «По оценке экспертов книжной отрасли, средняя цена реализованного издания в РФ в 2019 г. составляла порядка 300 рублей. При этом учитывались цены как в офлайновых магазинах, где они традиционно выше, так и цены в онлайновых магазинах, где они обычно ниже», - ответила «НИ» официальный представитель Роспечати Алина Ермолинская.

Наши доводы о стремительно растущих ценниках в книжных магазинах остались без комментариев…

Из чего же складывается сегодня столь высокая стоимость книги?

"Жизнь дорожает, издательствам, как и всем остальным компаниям, нужно платить сотрудникам зарплаты. Зачастую не менее 50% цены, которую покупатель видит в розничной торговле, забирают себе магазины. Но это и понятно - все вынуждены платить аренду (у книжных нет никаких льгот от государства), оплачивать налоги, закупать оборудование, содержать штат. Ежегодно дорожают типографские услуги и бумага - на 10%. Т.е. даже без увеличения затрат на работу предприятий, только из-за роста цен на бумагу и расходные материалы на печать, в рознице книги дорожали бы на 15-20% ежегодно", - заявила "НИ" издатель, главный редактор независимого детского книжного издательства "Самокат" Ирина Балахонова.

Как признался «НИ» пожелавший остаться не названным менеджер книжного магазина, реализующего продукцию холдинга "Эксмо-АСТ", наценки магазинов книг в РФ сегодня колеблются от 70 до 120%. «К нам поступает книга по входящей цене 300 рублей. Но аренда, коммунальные нагрузки, налоговое бремя делают эту книгу дороже в два раза. Иначе мы попросту разоримся. При этом заработок магазинов от продажи составляет от 30 до 50%. И поймите, мы давно уже не самая читающая страна. Даже восточноевропейские страны по площадям книготорговли опережают Россию. В Москве книготорговля еще как-то выживает, а вот региональные сети одна за другой закрываются, не выдерживая конкуренции с федеральными игроками», - признался «НИ» представитель одного из крупных столичных книжных магазинов.

Мы решили уточнить в Роспечати, какова же на самом деле сегодня средняя наценка книжных магазинов, берущих на реализацию книги? «Наценка книжного магазина зависит от того, где он расположен. Так, в магазине, находящемся в центре крупного города, наценка может достигать и 150%, а в магазине, расположенном в удалённом районе, она может быть лишь 40%. При этом высокая наценка в магазинах, расположенных в крупных городах, продиктована отнюдь не погоней за сверхприбылью, а лишь необходимостью поддержания элементарного уровня рентабельности, без которой данный магазин просто не выживет», - отметила представитель Роспечати Алина Ермолинская.

В книжном магазине "Молодая гвардия" на наши вопросы ответила главный товаровед Светлана Минина. "По поводу роста цен - это вопрос к издателю. Наш магазин уже на протяжении 10 лет не производит повышения цен. Наша единая наценка действует уже многие годы", - заявила Светлана Минина. На вопрос "НИ", сколько составляет наценка "Молодой гвардии", главный товаровед ответила туманно: "Это коммерческая тайна, подобные вещи мы не разглашаем. Мы работаем с ведущими издательствами, например, с холдингом "ЭКСМО- АСТ" и ориентируемся на ту цену, которую предлагает нам поставщик. Аренда помещения книжного магазина на нашей наценке никак не сказывается", - заверила нас товаровед "Молодой гвардии".

Итак, книжные магазины возложили вину за рост цен на издателей. Мы обратились в один из крупнейших в России издательских холдингов "ЭКСМО-АСТ" с вопросом о причине роста цен на книги. В пресс-службе этого холдинга менеджер, пожелавший остаться неизвестным, откровенно признался: " Главная причина в росте цен на бумагу. Сильно подорожало сырьё".

Бумага входит в перечень типографских услуг и может существенно влиять на цену книги. В счете, который выставляет типография, бумага - в первых строках. "Каждый январь сумма увеличивается. Тем, кто покупает бумагу огромными партиями и она лежит годами, если есть, где ее хранить, это дает возможность экономии. Правда, тогда добавляются складские расходы. Монополистам проще. У них свои печатные мощности, свои магазины, свои склады", - поделилась главный редактор детского издательства "Самокат" Ирина Балахонова.

Так называемые "монополисты" - холдинг "Эксмо-АСТ" считают современную книгу едва ли не самым сложным "продуктом " на современном рынке. "Ее цена включает в себя наценку продавца, который закладывает свой процент, гонорар автора, книжный магазин должен платить арендную плату, это тоже надо учитывать. Цена на одну и ту же книгу может быть разной в известном книжном магазине в центре города и на окраине. Вообще, судить по книжному рынку по одной-единственной покупке, о которой идет речь, не стоит. Книга - это такой же товар, как и продукты питания, как это ни парадоксально прозвучит. А продукты, как известно, могут иметь разную цену в "Азбуке вкуса" и в "Пятёрочке", - заявила "НИ" руководитель отдела по внешним коммуникациям холдинга «Эксмо-АСТ» Екатерина Кожанова. По ее мнению, оценивать рост цен на книгу с точки зрения средней цены не совсем конкретно. "Книги бывают разные, и их можно приобрести по-разному, сейчас богатый выбор в этом плане. Можно купить книгу в интернет-магазине, в издательстве, и это обойдется дешевле, чем в обычном книжном магазине. Я соглашусь с данными Роспечати о том, что средняя отпускная цена за книгу в 2019 году не превысила 300 рублей. Но помимо этого необходимо учитывать рост цен на бумагу и типографские услуги, а эти показатели растут," - заявила "НИ" руководитель отдела по внешним коммуникациям холдинга «Эксмо-АСТ» Екатерина Кожанова.

«Типографские и издательские цены поднимаются скачкообразно в связи с сумасшедшим налогообложением», - пояснил «НИ» бывший заместитель генерального директора Самарской типографии Игорь Черный. – «Вторая причина – это цена самой бумаги. За последние 20 лет производство бумаги просто рухнуло. Это произошло после того, как закрылись крупные целлюлозно-бумажные комбинаты в Карелии, в Коми, в Сыктывкаре. В результате, второе по величине и сфере влияния издательство в России, «Олма-пресс», перевело все свое производство в Китай: там бумага в несколько раз дешевле, чем в России. Еще одна причина подорожания редакционно-типографских услуг – оборудование. Книги долго печатали на советской технике. Но со временем она устарела, надо было приобретать новое оборудование, соответствующее новым стандартам печати. И это тоже надо было как-то окупать. Немаловажный момент – квалификация сотрудников. Профтехучилища, которые готовили специалистов для книгоиздания, были ликвидированы. В результате, квалифицированных работников становится все меньше. Чтобы их удерживать, нужно платить нормальные деньги, а это еще одна статья расходов. Ну, и самое главное – магазины цены накручивают невероятно. И если у наших монополистов – «АСТ», «Олма-пресс», «Молодая Гвардия» - есть своя сеть магазинов, у других издательств таких возможностей нет. Они ищут место сбыта напечатанной продукции. Магазины, видя, что издательству некуда деваться, начинают задирать цены до небес», - рассказал «НИ» бывший зам. директора Самарской типографии Игорь Черный.

Если в крупных городах книгоиздание еще остается "на плаву" и пользуется спросом, то в регионах книга, похоже, скоро станет редкостью.

Писатель и издатель из Новокузнецка Константин Бендас за последние 10 лет издал 20 книг. Это художественная литература, переводы, публицистика. Константин выпускал их в издательстве «Хлебъ». Сейчас издательство прекратило свое существование, Константин издает книги за счет одного из фондов. «Мы не смогли наладить распространение и выстроить отношения с магазинами. Перепрыгнуть гигантов-монополистов книгоиздания – «Эксмо -АСТ», «Олма-пресс» не сумели. Дело в том, что именно они диктуют цены на рынке книгоиздания и продажи. Сегодня есть либо сетевые магазины, с которыми сотрудничают монополисты по своим ценам, либо киоски с детективами-однодневками. Книготорговля умирает. Думаю, вскоре она будет рассчитана на элиту и бомонд. Для массового читателя книги будут не доступны. Мы пытались возродить издание уникальных энциклопедий, учебных пособий, даже выходили с этими предложениями в Роспечать. Но ничего из этого, увы, не вышло: бюджетное финансирование оказалось для нас недоступно по неизвестным причинам», - поделился с «НИ» издатель Константин Бендас.

Региональные детские издательства вообще переживают , вероятно, самый тяжелый кризис за весь пост-советский период. В связи с тем, что государственная система реализации приказала долго жить, региональная книжная сеть фактически умерла. Помножим это на обнищание регионов и получим уменьшение тиражей на два порядка. Главный редактор детского издательства «Белый город» Наталья Астахова занимается книгоизданием 25 лет. Нынешняя схема выпуска книг для нее превратилась скорее в бухгалтерию, чем в творческий процесс : «Если раньше тираж детской книги мог быть 1 млн экз., то сегодня 5 тысяч - это норма. Вследствие этого типографские услуги в пересчете на экземпляр увеличивается раза в два-три. Каждый посредник делает накрутку не на 20%, а на 200-300%. Если мы книгу отдаем в сеть по цене 200 рублей, то дешевле 600-т ее магазин не выставит. И это не его жадность. Он обязан оплачивать аренду, налоги, платить сотрудникам зарплату. В результате издательства вынуждены ужиматься, повышать цены. Сейчас книжный рынок в ауте. Книга переходят в разряд товаров "лакшери", - заявила "НИ" издатель детской литературы Наталья Астахова.

"Лакшери" - это очень точно сказано. Потому что на полках магазинов лежат подарочные издания, сравнимые по цене с новым автомобилем! И у них есть свои покупатели! На заоблачные цены никто не жалуется. "Это решение, например, "Вита Новы". Они работают в подарочном сегменте, и это их негласная договоренность со своими покупателями: "Мы вам сделаем очень красивые и дорогие книжки, и вы их сможете купить для очень престижных подарков". И книжки продаются, несмотря на то, что это лакшери, люкс. Такие издатели выпускают книги очень маленькими тиражами, поэтому зачастую такие цены на книги, на работу над которыми уходит год-полтора-два - оправданы. На этот небольшой ассортимент ложатся все затраты издательства", - поясняет издатель, главный редактор издательства "Самокат" Ирина Балахонова.

Но помимо книг формата "лакшери" есть ещё и учебники, справочники, без которых не могут обойтись школы, вузы, колледжи... Как это ни парадоксально прозвучит, и в этой сфере - монополия. "Хотите - не хотите, вы обязаны их купить. На них выделяют бюджетные деньги, но они снова попадают к монополистам", - поделилась с «НИ» издатель Наталья Астахова.

«Новые Известия» поинтересовались в Роспечати, существует ли сегодня в России система государственной поддержки производителей книг ? Например, оказывает ли государство поддержку издательствам, которые выпускают учебники, пособия, энциклопедии? И как регулируется на них отпускная цена ?

«Государственная поддержка выпуска социально значимой литературы, в том числе учебников, учебных пособий, справочно-энциклопедической литературы, осуществляется Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма". Ежегодно Роспечать объявляет приём заявок в Госпрограмму от издающих организаций. Принять участие в Госпрограмме могут издающие организации (кроме государственных и муниципальных учреждений), основная деятельность которых направлена на выпуск социально значимой литературы», - заявили в Роспечати.

Этому можно было бы только порадоваться, если бы не одно «но». «Субсидии на выпуск социально значимой литературы предоставляются издающим организациям на конкурсной основе. Конкурсная комиссия рассматривает поступившие в Роспечать заявки и принимает решение о предоставлении субсидии на выпуск одобренных книг», - пояснили в Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям.

То есть можно предположить, что в издании и реализации учебной литературы, на которую государством выделяются существенные льготы, тоже есть свой клан монополистов. И пробиться в этот узкий круг практически невозможно. Постепенно монополисты по выпуску учебной литературы начинают диктовать свои условия на рынке. Так, тоненькая брошюра под названием «Пособие по ЕГЭ» стоит сегодня 650 рублей. Откуда такая наценка – вопрос риторический.

Чего же нам ждать в ближайшем будущем от книгоиздания? Неужели книга действительно превратится в предмет роскоши? В Роспечати на этот счет высказываются осторожно: «Данные о реализации книг в 2019 г. будут доступны лишь в конце марта 2020 года. При этом объём рынка традиционно оценивается не в экземплярах, а в деньгах. Что касается совокупного объёма всей книжной отрасли по итогам 2018 г., то он составлял примерно 79,8 млрд рублей. Это приблизительно на 3,3% больше, чем в 2017 году». То есть, если верить официальной статистике , книги все же покупают. Видимо, отказать себе в этой роскоши не могут заядлые «книгоманы». Вторая категория – учащиеся школ, вузов, других учебных заведений, для которых книга – необходимый атрибут обучения.

А теперь – самое интересное. В 2007 году в России была принята специальная «Национальная программа поддержки и развития чтения», разработанная Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с Российским книжным союзом. Программа эта рассчитана до 2020 года, то есть срок ее действия истекает в нынешнем году. В ней есть громкие декларации, например: "Возрастающий дефицит знаний и конструктивных идей в российском обществе во многом обусловлен снижением интереса к чтению у населения. Современная ситуация в этом отношении характеризуется как системный кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением. Такое положение сопряжено с большим социальным риском… От уровня культурной компетентности граждан во многом зависят экономика, политика, национальная безопасность и конкурентоспособность страны".

Сейчас с полным основанием можно сказать, что эта программа провалилась. Просто ее победил рынок. Издатели находят этому своё объяснение: "Давайте начистоту: сейчас зарплаты в Москве приближаются к зарплатам в Испании, во Франции. А книжки у нас в полтора-два раза дешевле. В России очень дешевые книги. У нас постоянно конфликты с зарубежными агентами по поводу покупки прав. Нам задают вопрос, почему мы там дешево продаем. Мы отвечаем, что дороже у нас просто не купят", - считает главный редактор издательства "Самокат" Ирина Балахонова.

Можно предположить, что после окончания срока действия этой программы цены на книги взлетят до небес. Это косвенно следует и из ответа Роспечати: "По мнению ряда участников рынка, уровень цен на книги в России уже сегодня достаточно близок к «предельному»", - считает официальный представитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Алина Ермолинская.

"