Posted 1 февраля 2016,, 21:00

Published 1 февраля 2016,, 21:00

Modified 8 марта, 02:13

Updated 8 марта, 02:13

Перешли границы

Перешли границы

1 февраля 2016, 21:00
Донецкий горсуд Ростовской области вчера повторно допросил украинскую летчицу Надежду Савченко (на фото), обвиняемую по делу об артобстреле мирных граждан, при котором в июне 2014 года погибли корреспондент и звукооператор ВГТРК Игорь Корнелюк и Антон Волошин. В ходе суда защита Савченко заявила, что в Россию летчицу в
Сюжет
Суды

В начале заседания подсудимую предупредили о недопустимости хамства и оскорблений: судья сделал это превентивно, поскольку еще в самом начале судебного процесса во время оглашения обвинений Савченко называла их «бредом» и «брехней». В этот раз летчица вела себя сдержанно.

Подсудимая напомнила о своей жалобе уполномоченному по правам человека в РФ Элле Памфиловой. Жалоба касалась отказа суда приобщать к делу материалы на украинском языке, поскольку судопроизводство ведется на русском. Савченко считает, что речь идет о «вопиющей ситуации». В жалобе она приглашала Эллу Памфилову приехать на суд и напомнила ей, что уже месяц держит голодовку (в прошлом году летчица также отказывалась от еды в течение четырех месяцев). Суд отказался приобщать жалобу Савченко к материалам дела.

В ходе допроса летчица пожаловалась, что ей запрещено общаться с адвокатами и родными по-украински. По ее словам, на русском ведется не только вся ее переписка, но и свидания с родными – на этом настаивает администрация СИЗО.

Летчица рассказала о своем армейском опыте – сначала она была связистом, затем перевелась в воздушные войска. Там Савченко обучалась на оператора противотанковой ракетной установки и готовилась к миротворческой операции в Ираке: училась управлять боевыми машинами и пользоваться разными видами вооружений. Также на счету летчицы – 68 прыжков с парашютом. Переподготовка у нее была на стрелковую специальность. В Ираке Савченко провела полгода. После возвращения она обучалась в Харьковском институте ВВС.

Когда Савченко начала рассказывать о своем отношении к проблеме Крыма, судья ее перебил: «У нас Крым по уголовному делу не проходит». Тем не менее, по ее словам, многие ее сослуживцы считали своим долгом «защитить свою землю». Савченко тоже написала несколько рапортов с просьбами отправить ее в зону АТО. Ей отказывали. Тогда она брала на себя дополнительные дежурства (порядка 180 суток за год), чтобы получить дополнительные отпуска и в счет них ездить в зону боевых действий добровольцем.

В батальоне «Айдар» Савченко, по ее словам, официально никем не числилась, инструктажа новобранцев не проводила, а только «обучала их элементарным вещам».

17 июня 2014 года Савченко, по ее словам, уже планировала вернуться из зоны АТО в расположение своей части – город Броды Львовской области. Однако утром начался бой, и Савченко вместе с сестрой Верой поехала к позиции войск АТО. В плен Савченко была взята, пока шла одна по направлению к Луганску, примерно в 10.35 17 июня. Все свои перемещения летчица показывала по карте. Аргументируя, что была пленена и похищена за несколько часов до артобстрела, который якобы корректировала, подсудимая со—слалась на биллинг телефона – адвокатам с помощью экспертизы удалось установить ее маршрут по сигналу сотовых вышек в районе боевых действий.

Спустя несколько дней, 23 июня, Савченко была вывезена в Россию. По данным ее защиты, за рулем автомобиля, на котором она пересекла границу, находился российский политтехнолог Павел Карпов, работавший помощником Владислава Суркова. Имя Карпова есть в материалах дела неонацистской группировки БОРН – он якобы курировал в администрации президента работу с молодежными движениями, в числе которых по странному стечению обстоятельств оказалась и экстремистская банда. В предыдущие годы Карпов был соратником Александра Дугина и сотрудником Фонда эффективной политики Глеба Павловского.

Адвокат Надежды Савченко Николай Полозов заявил ходатайство о вызове Карпова в суд.

На момент сдачи номера «НИ» заседание еще продолжалось.

Конституционный суд рассмотрит жалобу на запрет суда присяжных для женщин

В грядущий четверг Конституционный суд РФ рассмотрит жалобу на невозможность подсудимым-женщинам добиваться рассмотрения своих дел судом присяжных. На соответствие Конституции проверят части 3 статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса РФ, по которому суды субъектов (единственные инстанции, где есть присяжные) рассматривают только дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, за которые можно назначить пожизненное заключение.
Жалобу отправила жительница Челябинской области Алена Лымарь, осужденная за убийство собственной дочери. В своем заявлении гражданка Лымарь указывает на равенство всех людей перед законом независимо от их социального статуса, расовой, половой и религиозной принадлежности.
Ранее с подобным заявлением в суд обращалась и защита украинской военнослужащей Надежды Савченко, указывая на намерение до последнего добиваться рассмотрения ее уголовного дела коллегией присяжных.
Дарья АНТИПИНА

"