Posted 1 февраля 2006,, 21:00

Published 1 февраля 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 09:21

Updated 8 марта, 09:21

Наталия Гугуева

Наталия Гугуева

1 февраля 2006, 21:00
Фильм «Форсаж» (дебютная работа Наталии Гугуевой), 2001 г., награжден более 10 призами международных и российских фестивалей, номинирован на «Нику» и «Золотой орел». Несколько раз демонстрировался на ТВ. Фильм «Тимур. История последнего полета» закончен в мае 2005 года и только начинает свою фестивальную жизнь. Но уже

«Форсаж» не просто сильный, яркий фильм. Это явление в нашей сегодняшней культуре, потому что он не только осмысливает события очередного переходного периода жизни страны, но способен влиять на людей, а значит, способен что-то изменять. Если называть вещи своими именами, этот фильм авторский. Наталия Гугуева отдала ему два года своей жизни, прекратив все другие работы и полностью уйдя в эту совершенно новую для себя сферу – палубную истребительную авиацию.

– Чтобы сделать фильм «Форсаж», вам нужно было глубоко проникнуть в совершенно новую для вас тему…

– Действительно, когда мне первый раз позвонил Тимур Апакидзе, я ничего не знала об авиации, никогда этим не интересовалась и скажу еще более удивительную вещь – вообще понятия не имела о том, что существуют такие корабли в море (авианосцы), на которые могут садиться самолеты.

– Когда вы поняли, что хотите сделать именно этот фильм?

– Тогда, когда поняла, что через историю жизни отдельных людей-летчиков могу рассказать о драматическом периоде в истории моей страны в начале 90-х годов. Это было самым сложным во время работы над фильмом. Выстроить ВЕРТИКАЛЬНУЮ драматургию – от истории разрушения государства провести линию через историю разрушения русско-украинского авиационного полка и далее к разрушению семьи (в которой муж –русский офицер, а жена – украинка).

– Многие называют ваш фильм жестким, мужским, отдавая должное очень четкому и логичному построению фильма. И в то же время отмечают редкую эмоциональность картины, что больше присуще художнику-женщине… Как вам удалось совместить такие разные вещи?

– Во всем виноваты мои родители (смеется). Папа в 5 лет отдал меня в шахматную школу, потом в математический класс – это развило во мне логику и умение подчинять главному второстепенное. А мама проводила свою линию – отдала меня в музыкальную школу, в секцию художественной гимнастики (я – мастер спорта СССР по художественной гимнастике), в балетную студию. В результате, закончив школу с золотой медалью, я училась в Московском институте нефти и газа на экономическом факультете и работала артисткой балета в коллективах «Росконцерта», в театре пластической драмы Мяцкавичуса, в цирке. Все это «сложилось» в одну копилку, когда я поступила во ВГИК.

– Вы снимали не только в гарнизоне на Украине, но и на авианосце, где выдержать съемки возможно далеко не всякому крепкому мужику…

– Съемки фильма «Форсаж» мы вынесли на своих плечах фактически втроем – оператор Ира Уральская, звукооператор Николай Устименко и я. Это была крепкая, работавшая на пределе сил команда. Никто ни разу не сказал, что он устал, «офонарел» от облучения на корабле, от боли в груди вследствие звуковой вибрации близко взлетавших на форсаже истребителей, от недосыпания, от холода, ветра и дождя в зимнем Баренцевом море.

И, конечно же, если бы Тимур Апакидзе не организовал и не «пробил» разрешения на эти съемки – фильма вообще бы могло не быть! А если учесть, что на авианосце мы снимали в то время, когда рядом был затонувший месяц назад «Курск» и режиссеров и прессу туда на пушечный выстрел не пускали, то можно предположить, какого труда Тимуру стоило получить разрешения на эти съемки.

Тимур Апакидзе

– Вы нашли хороший образ в названии фильма «Форсаж». А что является движущей силой в вашем главном герое – Тимуре Апакидзе? Любовь к Родине, страсть к полетам, тщеславие, желание быть в своем деле первым?

– Это чрезвычайно сложный вопрос. И мы очень много об этом говорили с Тимуром, особенно в последние месяцы его жизни. Именно из-за этого он хотел, чтобы фильм имел и другое название – «Ради чего ты готов умереть». Такое название придумал мой муж, который, на мой взгляд, достаточно хорошо разобрался в мотивах жизни Тимура Апакидзе.

«Ради чего ты готов умереть?» и «Ради чего ты живешь?» – я думаю, что эти два вопроса каждый человек должен задавать себе в течение всей своей жизни. И желательно каждый день.

– Год назад вышел ваш документальный фильм «Костя Цзю. Быть первым!», сделанный в соавторстве с Аркадием Коганом. Этот фильм завоевал огромное признание зрителей и киноспециалистов, получил многочисленные призы на фестивалях и премию «ЛАВР»… В нем тоже создан образ сильного положительного героя, которому сопереживаешь…

– Это картина о первом поражении непобедимого боксера. И о том, что для жизни нашего героя это поражение стало важнее, чем все его многочисленные победы, вместе взятые. Недаром в финале фильма Костя Цзю говорит: «Я благодарен Богу за то, что он дал почувствовать мне, что я обыкновенный человек и тоже могу проиграть. Теперь я знаю и могу объяснить своим детям: «Чтобы подняться, надо упасть!». И что только после этого можно стать по-настоящему сильным!»

– Наталия, через несколько месяцев после съемок «Форсажа» главный герой фильма погиб. Четыре года спустя вы сделали новую картину «Тимур. История последнего полета», которая рассказывает о гибели Тимура Апакидзе на авиашоу, посвященном 85-летию морской авиации 17 июля 2001 года. Считаете ли вы новую картину продолжением «Форсажа»?

– Многие коллеги и зрители советуют смотреть «Форсаж» и «Тимур. История последнего полета» друг за другом. Хотя и считают эти две картины совершенно самостоятельными – и по смыслу, задаче, форме и тональности.

– Гибель вашего героя произошла на глазах 10 тысяч зрителей на праздничном авиашоу…

– Да, а главное – он совершил последний полет на глазах своих летчиков, тех, которых я снимала в «Форсаже». А один из самых близких ему учеников – Женя Кузнецов – руководил последним полетом своего командира. Именно он кричал Тимуру: «Катапультируйся», и этот момент случайно попал в поле зрения видеокамеры, снимавшей полет Апакидзе.

– Почему фильм был сделан не сразу после гибели, а только 4 года спустя?

– Для меня и летчиков Тимура гибель Апакидзе была личной трагедией. Чтобы в рассказе о его гибели избежать соплей и слюней, нужно было время – немного успокоиться и взглянуть на все более уравновешенно. Первое, что я осознала спустя какое-то время после катастрофы, что это не Тимур потерпел катастрофу, а все мы – оставшиеся без него на земле.

– В фильме отдельно в большой эпизод выделена история летчика Жени Кузнецова, который давал команду на катапультирование. Почему так много времени уделено этому герою?

– Потому что Женя до конца своей жизни будет кричать во сне «Катапультируйся»! Потому что перед его глазами всегда будет стоять падающий самолет Тимура. Потому что он навсегда осиротел после ухода своего командира. Как, впрочем, и все его летчики!

Я навсегда запомнила, как Женя за несколько часов до похорон Тимура у меня дома крутил кадры из «Форсажа», где Тимур говорит, что если на твоих глазах падает самолет, то руководитель полетов только диким воплем и матом может «вытолкнуть» летчика из кабины. О чем думал Женя, десятки раз прокручивая эти слова Тимура, можно только догадываться. И мне важно было, чтобы в фильме сам Тимур сказал Жене, что тот не виноват в его гибели!

– Именно этот эпизод пронимает до слез – когда мы видим в кадре на отпевании Тимура стоящего Женю со свечой, видим его лицо в последней степени отчаяния, и вдруг звучит голос Тимура за кадром: «Сынок, ты ни в чем не виноват. Летчик ошибся, поэтому он заплатил за свою ошибку жизнью»…

– Я нашла эти слова в одном из интервью Тимура, когда он мне рассказал о сходной ситуации.

– Я думаю, очень трудно было для такого фильма найти оптимистический и светлый финал, но вы тем не менее его нашли…

– В финале фильма прочитана записка от лица Тимура: «Почему люди влюбляются в небо? Что-то необъяснимое тянет вверх! Люди ходят по земле – и это естественно! А те, кто взлетает, они юродивые.

Я поднимаюсь на 12 тысяч! Вокруг уже никого нет – всё там, подо мной – облака, люди. Солнце уходит, катится вниз. А в голове одна мысль – я дома… Дома!.. Дома!!!»

"