Posted 1 февраля 2005,, 21:00

Published 1 февраля 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:40

Updated 8 марта, 09:40

Станция раздора

Станция раздора

1 февраля 2005, 21:00
Нештатная ситуация, возникшая 26 января во время выхода Салижана Шарипова и Лероя Чиао в открытый космос, переполнила чашу терпения руководства Американского космического агентства (NASA). Менеджер по эксплуатации МКС Марк Гейер заявил, что NASA в одностороннем порядке приступает к расследованию инцидента с запуском дв

После выхода Салижана Шарипова и Лероя Чиао в открытый космос даже у закоренелых оптимистов из Роскосмоса не осталось сомнений, что 10-й экипаж – самый неудачливый за всю историю МКС. Сначала многочисленные переносы старта, тяжелый подъем и ручная стыковка с МКС, потом – угроза голода (обо всех этих напастях подробно писали «НИ»). И вот – новая череда несчастий.

Первая нештатная ситуация возникла еще до того, как экипаж покинул борт МКС. Непосредственно перед выходом в открытый космос обнаружилось, что телевизионная антенна, расположенная на американском модуле МКС, замерзла и не может осуществлять связь с Землей. «Отсутствие телевизионной «картинки» никоим образом не влияет на безопасность космонавтов, – без устали повторяли в российском Центре управления полетов (ЦУП). – Операция будет проходить в штатном режиме». Специалисты NASA подобный оптимизм не разделяли и предлагали отложить выход астронавтов в открытый космос. К счастью, взошедшее над МКС солнце разморозило антенну, и вопрос о времени проведения операции решился сам собой.

Следующий сбой произошел в шлюзовой камере. Космонавты вышли в космос на 19 минут позже запланированного. Как осторожно прокомментировал происшедшее официальный представитель ЦУП Валерий Лындин, «они просто замешкались с надеванием скафандров». По информации из неофициальных источников, сложности возникли с абсолютно новым скафандром «Орлан-М» за номером 27, предназначенным для Салижана Шарипова. Астронавту Лерою Чиао повезло больше – он облачился в «Орлан-М» за номером 26, в котором уже четыре раза работал его предшественник, американец Майкл Финк.

Тем не менее сам по себе выход в открытый космос прошел успешно. Космонавты выполнили запланированную программу на «пять с плюсом»: вывели в космос немецкого робота ROCKVISS, который в будущем будет проводить опасные и трудоемкие операции на обшивке МКС; сфотографировали сопловые насадки выброса газов от систем «Электрон» и «Воздух»; а также установили на внешней поверхности МКС закрытый спецконтейнер «Биориск-МСН» с живыми микроорганизмами, дабы выяснить, каким образом на них влияет космическое излучение. К сожалению, по ходу выполнения работ космонавты сделали ряд нелицеприятных открытий касательно работы российского сегмента МКС.

Так, бортинженер Салижан Шарипов обнаружил на внешней обшивке станции черные пятна неизвестного происхождения, располагавшиеся на некотором расстоянии от дренажных отверстий систем «Электрон», «Воздух» и блока микропримесей. «Это масло или жидкость. Мокро на 15 сантиметров вокруг, черный налет в сторону другого клапана», – доложил он на Землю. Более подробно исследовать загадочные пятна не удалось. ЦУП в категорической форме запретил космонавтам приближаться к черным кляксам, поскольку, по мнению российских специалистов, «их мог оставить ядовитый гептил, входящий в состав ракетного топлива, используемого при работе двигателей орбитального комплекса». Сказать что-то более определенное пока сложно. Приоткрыть завесу тайны над происхождением черных пятен могли бы фотографии, но… На борту МКС не оказалось ни одной цифровой фотокамеры, способной работать в открытом космосе. Снимки же, сделанные пленочным фотоаппаратом, попадут на Землю не раньше, чем к МКС пристыкуется американский шаттл, что произойдет, по прогнозам, в мае 2005 года.

Появление черных пятен непонятного происхождения чрезвычайно встревожило специалистов NASA. Не успокоило их даже то, что Салижан Шарипов отыскал причину неполадок в системе регенерации кислорода «Электрон», которая регулярно выходит из строя. Последний раз это произошло аккурат в новогодние праздники. «Осматривая расположенное на внешней поверхности российского служебного модуля «Звезда» дренажное отверстие системы регенерации кислорода, Салижан Шарипов обнаружил белый налет, который, по всей видимости, препятствует нормальному выбросу за борт МКС водорода, образующегося в процессе получения кислорода из воды», – пояснили в ЦУПе. Получив это известие, специалисты NASA забили тревогу. Роскосмос продолжал сохранять олимпийское спокойствие, напоминая излишне нервным партнерам: «Неполадки отмечались и раньше, в любом случае опасность кислородного голодания экипажу МКС не грозит – запасов кислорода на борту станции и твердотопливных шашек, из которых его можно получить, хватит на несколько месяцев. В крайнем случае во время следующего выхода в открытый космос экипаж прочистит сопла».

Однако все эти мелкие неприятности померкли перед ЧП, которое, собственно, и переполнило чашу терпения руководства NASA. В то время как Салижан Шарипов и Лерой Чиао работали в открытом космосе, российская сторона неожиданно запустила двигатели ориентации станции. По мнению американских специалистов, это могло привести к химическому загрязнению ядовитым ракетным топливом скафандров астронавтов и, соответственно, атмосферы внутри МКС, что создает реальную угрозу для жизни экипажа. В настоящее время дотошные американцы пытаются выяснить, как близко от двигателей находились астронавты. Российский ЦУП ушел в глухую оборону. Как заявил вчера Валерий Лындин: «32 двигателя ориентации были запущены всего на несколько секунд, чтобы разгрузить американские гироскопы, отвечающие за ориентацию станции в космическом пространстве. В момент запуска Шарипов и Чиао находились в районе рабочего отсека российского модуля «Звезда», двигатели же ориентации расположены на внешней поверхности агрегатного отсека. Разумеется, их предупредили, что двигатели будут включены, даже предложили посмотреть, поскольку «будет красиво».

Цена необычного зрелища – высока. Если руководство NASA посчитает, что своими необдуманными действиями российская сторона подвергла опасности жизнь и здоровье астронавтов, ничто не помешает Штатам в одностороннем порядке остановить эксплуатацию МКС. Международные договоренности, достигнутые в конце прошлой недели в Монреале, о том, что строительство МКС будет завершено к 2010 году, вряд ли смогут этому помешать. Несмотря на горячее желание России, а также Европы и Японии продолжить работу на МКС, 80% средств на этот проект поступают из кармана американских налогоплательщиков. Они и заказывают музыку. Без участия Соединенных Штатов продолжить работу на МКС вряд ли удастся.

"