Posted 1 февраля 2004,, 21:00

Published 1 февраля 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:45

Updated 8 марта, 09:45

Недоброе утро

Недоброе утро

1 февраля 2004, 21:00
Недоброе утро

«Доброе утро»… «Настроение»… «Доброе утро, Россия!»… «Утро на НТВ»…

Под это мы одеваемся, пьем кофе (или чай, или что-то эксклюзивное), делаем зарядку (не все), чистим обувь (почти все) и уходим на работу или не уходим, а работаем дома или не уходим и не работаем…

Но переключаем каналы, наращивая рейтинги (их прикидывают именно по включениям), настраиваемся на день. И всюду на утреннем небе (то бишь на телеэкране) звезды… Но что же это за звезды на нашем утреннем небе?

Шоумены, диджеи, певцы и певицы, модели, балерины, спортсменки, просто девушки с улицы и не просто – а чьи-то жены и дочки… иногда любовницы (правда, с утра это не афишируется), телеведущие, а также стильные женщины и те, которые сами объявили себя стильными, продюсеры… Широк круг лиц, которые вдруг… ни с того ни с сего… рассказывают о своем ошеломительном успехе… Где бы вы думали? На театре!

И речь не только о «всеядной антрепризе», но и о солидном репертуарном театре. Вчера сыграли, а нынче нам их преподносят уже отнюдь не как любителей, но как звезд. И они считают это в порядке вещей!.. Но обманывают и их, и нас!

В профессиональной среде их называют не звездами, а медиалицами.

Что же это такое и зачем оно нам?

Представьте, вашу любимую собаку начнут показывать на каком-нибудь телеканале каждый день, хотя бы по полминуты. Вот она кушает, вот спит, вылизывается… Ничего особенного – ни тебе фокусов, ни трюков… Но очень скоро ваша шавка станет национальной героиней. Мощь телевидения. Станет ли она звездой? Нет, медиалицом. В данном случае медиамордой. На заре перестройки мы это уже проходили – страна довольно быстро привязалась к рекламной морде пса по имени Алиса.

С той же легкостью очаровательные и не очень медиамордашки представляют сегодня себя звездами драматического театра!

Может, артистов не хватает? Все подались в Голливуд; кто сниматься, кто мыть тарелки? Может, подвизаются в заграничных театрах или с родной антрепризой затерялись в городах и весях? Вроде труппы в театрах по-прежнему полностью укомплектованы; ролей по-прежнему меньше, чем артистов…Тогда кому это надо и зачем?

Дело в том, что из всех искусств театр наиболее основательно удерживает профессиональную основу. И поэтому засветиться «на театре» очень престижно. Какие у нас в большинстве поп-певцы, мы все знаем. И какой у них имидж, тоже знаем. А хочется чего-то получше. Им хочется. Ну и что, что диапазон полторы октавы, зато на театре играю! А театру оно зачем? Театр думает, что если Родину ввели в курс, с кем поп-певец и певица спит, от кого ребенок, что украли или подарили, какие занавески на окнах и размеры бассейна на пятнадцатом этаже, чем питается домашний крокодил, и про коллекцию парфюма, и сколько пар обуви, как напился и с кем поссорился, что нечаянно прочел… Театр полагает, что все шестьсот или даже тысяча мест непременно будут хоть дважды в месяц заполняться жаждущими взглянуть вживую на того, о ком зрители знают все и очень много лишнего. И не важно, что в театральном деле, образно говоря, персонаж даже полторы октавы не осилит. Естественно – играют они еще хуже, чем поют, ведут шоу и т.д. Исключения только подтверждают правило.

Но где же настоящие театральные актеры-звезды? Многие, очень многие подались на левые заработки. Провел вечер в ресторане с сильными мира сего, в том числе и с бандитами, в каком-нибудь богатом регионе, потравил заученные байки, поулыбался, пофотографировался – вот настоящие деньги! Поэтому нет у нас элиты, а есть тусовка. Элита предполагает избирательность, тусовка – вседозволенность.

Но еще печальнее, когда актеры, бывшие подлинные кинозвезды, переставшие быть таковыми, потому что слишком уж засвечены в многочисленных халтурах, вдруг решают осчастливить репертуарный театр, пообщаться со своим зрителем с подмостков, глаза в глаза… У дам-актрис это почему-то случается в постбальзаковском возрасте после диет и пластических операций. Особо решительные дамы становятся похожи на Майкла Джексона… В полном упоении от себя спешат продемонстрировать зрителям очередной нью лук. И не важно, какая пьеса, какая роль, лишь бы слов побольше и наряды менять почаще и чтоб любовь с партнером на четверть века моложе. Блистать лучше в мелодраме. Во французской. На худой конец в итальянской. И чтобы никаких проблем, кроме любовных перипетий. Зрители пришли на звезду; вот пусть ее и обсуждают.

Пишу отнюдь не о кризисе театра… Кризис – это когда новые формы мучительно и сложно вытесняют старые; иногда в ущерб гармонии, но ради движения вперед. Речь о компрометации театра, о безответственных попытках превратить Храм в проходной двор. Что ж, если нет специального образования и опыта работы, нельзя и пробовать проявить свою индивидуальность на сцене? Можно и даже нужно! Это обновляет театр. Но на суд зрителя следовало бы представлять не все попытки, а только те, в которых яркость и самобытность компенсируют недостаточность профессионализма. Тогда ни в чем не виноватым зрителям за их деньги всегда было бы представлено профессиональное зрелище, а не любительский опыт.

"