Posted 2 января 2019, 06:47
Published 2 января 2019, 06:47
Modified 7 марта, 16:05
Updated 7 марта, 16:05
Борис Альтшулер - Президенту Российской Федерации В.В. ПУТИНУ
Присоединяясь к словам Вашего новогоднего обращения о милосердии, когда «чужой беды не бывает», о «душевной щедрости, которая востребована и в праздники, и в будни», хочу сказать о наболевшем, о тех, кто остро нуждается в помощи. В этом письме – о чрезвычайных жилищных ситуациях семей с детьми и в целом о тяжелейшей жилищной проблеме, подавляющей рождаемость и негативно влияющей на демографию России. О самих проблемах кратко – в приложении, где также приведены несколько новейших обращений в РОО «Право ребенка». А сейчас – о путях решения этих проблем.
Парадоксальным образом Правительство РФ годами не исполняет системообразующие поручения в жилищной сфере Вашего Указа от 7 мая 2012 года № 600 о создании арендных жилых фондов, о развитии некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода, о пресечении монополистической деятельности в сфере жилищного строительства.
А теперь под угрозой и поручения Указа от 7 мая 2018 года № 204, занесенные в паспорт Национального проекта «Жилье и городская среда». О невозможности достижения установленных Вашим Указом целевых показателей заявили Министр строительства В.В. Якушев и другие докладчики на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря с.г.
Объясняя эти пораженческие настроения переходом на проектное финансирование и падением спроса на жилье (что соответствует действительности, достаточно указать, что сегодня объем построенного в 2014-2016 гг., но не проданного, многоэтажного (4 этажа и выше) жилья - 47 млн. кв. метров!!!), они почему-то умалчивают о главном факторе стимулирования спроса – снижении монопольно завышенной цены кв. метра. Между тем, Вы не раз указывали, что монополизм в жилищной сфере, равно как коррупционные схемы при раздаче земельных участков «своим да нашим», - основные причины, тормозящие решение жилищных проблем. Почему же о них молчат правительственные чиновники?
На снижение себестоимости строительства и продажной цены кв. метра, и тем самым на обеспечение конституционного права граждан на доступное жилье, направлены Рекомендации 62-го специального заседания, 14.08.2018, Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, разработанные при участии экспертов Российского Союза Строителей.
Суть Рекомендаций простая: формирование целевых региональных программ «Жилье и городская среда», строительные проекты которых реализуются на основе исключительно проектного финансирования и справедливой конкуренции «на понижение» продажной стоимость кв. метра - в условиях государственной поддержки, снижающей себестоимость кв. метра (безвозмездное предоставление земельных участков, бесплатное подключение к инженерным сетям и т.п.). И, конечно, профессионалы предлагают новейшие типовые технологии, которые позволят решать жилищные проблемы в масштабах страны в кратчайшие сроки.
Беда в том, что Правительство не желает даже прислушаться к этим предложениям. По поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.Л. Мутко от 20.09.2018 г. указанные Рекомендации Совета по правам человека были рассмотрены в Минстрое России, однако, судя по поступившему в Совет Ответу от 23.10.2018 г. за подписью В.В. Якушева, а также судя по его новейшим заявлениям о невозможности исполнения Ваших жилищных поручений, указанные Рекомендации вообще не были изучены Министерством.
В связи со сказанным прошу Вас:
1. Поручить Правительству Российской Федерации организовать работу целевого Проектного офиса, задача которого - содействие формированию в субъектах РФ названных в Рекомендациях Совета по правам человека региональных программ как основного организационно-финансового инструмента исполнения Национального проекта «Жилье и городская среда».
2. Обязать Правительство привлечь к работе данного Проектного офиса в качестве полноправных участников с правом решающего голоса представителей Совета по правам человека и профессионального сообщества – из Российского союза строителей и Торгово-промышленной палаты РФ.
3. И еще одна новогодняя просьба-пожелание: рассмотреть вопрос об учреждении должности «Советник Президента Российской Федерации по вопросам семейной и демографической политики» с особыми, учитывая приоритетность вопроса, полномочиями и задачей: ставить наиболее острые вопросы и отслеживать в ежедневном режиме исполнение / неисполнение Ваших поручений в этой сфере.
А поскольку монопольно завышенные цены на жилье, лекарства и продукты питания первой необходимости катастрофически влияют на демографическую ситуацию, представляется, что среди задач Советника по вопросам семейной и демографической политики должны быть и вопросы совершенствования антимонопольной деятельности правоохранительной и судебной систем. Возможные первоочередные меры такого рода обсуждаются в двух моих статьях от 17.12.2018г. в «Новых известиях» («Монопольная асфиксия России, вызванная бездействием правоохранителей России» - приложение к Слову памяти Людмилы Михайловны Алексеевой) и в «Новой газете» («В объятиях картелей»).
Приложение: Некоторые тяжелейшие жилищные проблемы.
ПРИЛОЖЕНИЕ: Некоторые тяжелейшие жилищные проблемы.
В настоящее время в России насчитывается 167 тысяч бездомных граждан из числа детей-сирот, которым по закону должны были предоставить жилье, но не предоставили. Проблема не решается годами, хотя на это выделяется ежегодно около 25 млрд. рублей. Применение финансового инструмента лизинга, где лизингополучателем «сиротских» квартир являются органы государственной власти субъектов РФ либо органы местного самоуправления, в сочетании с принципами строительства жилья согласно Рекомендациям Совета по правам человека позволит при тех же бюджетных затратах быстро решить эту наболевшую проблему.
К такому же разряду требующих немедленного разрешения жилищных ситуаций относятся:
- бездомные и без регистрации семьи с детьми, включая многодетные семьи;
- случаи законных – по суду либо незаконных выселений на улицу из единственного жилья с утратой регистрации по месту жительства (за долги, из общежитий и т.п.);
- утрата жилья из-за пожара или мошеннических действий;
- а также – и это носит массовый характер – чудовищные жилищные условия семей с детьми в Москве, Московской области, далее везде: «Две многодетные семьи — в одной комнате 19 кв. метров коммунальной квартиры, на жилищной очереди более 10 лет; три семьи, включая одну многодетную, также в одной комнате 18 кв. метров; три многодетные семьи – в одной квартире, на очереди более 25 лет…» и т.п. (данные Движения «Очередники Москвы» - президент Луиза Александровна Мартьянова. «Мать и 5 детей – на 11 кв.м., на очередь не ставят; многодетные семьи на 18 кв.м., на 16 кв.м. – сырость, грибок, у детей астма и никаких перспектив; и т.п., и т.д. по всем районам Московской области (информация Ассоциации многодетных семей «МногоНас» - президент Фоминых Елена Евгеньевна, и «Движения семей SOS» - куратор Мерекина Любовь Александровна).
Для немедленного, как того требует ситуация, решения каждой из этих проблем – согласно мировому опыту и Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 – на местах должны быть созданы достаточные резервы арендного жилья, при бюджетной компенсации (субсидировании) найма по социальным показателям. И если создание таких арендных фондов будет осуществлено по принципам указанных Рекомендаций Совета по правам человека, то эффективность бюджетных затрат на компенсацию найма будет на порядок выше, чем в настоящее время, когда бюджетные средства тратятся на закупку жилья для целевых категорий населения по монопольно «накрученной» цене кв. метра.
Несколько конкретных ситуаций:
1. У семьи Ликановых в 1996 г. сгорел дом в дер. Быково Калининского р-на Тверской обл. (отец многодетного семейства Ликанов Игорь Юрьевич; мать детей скончалась несколько лет назад). 22 года семья живет по углам и на съемных квартирах; на сегодня нет жилья и тем самым регистрации по месту жительства у И.Ю. Ликанова и его четырех детей. Супругу И.Ю. Ликанова в настоящее время Ольгу Леонидовну Белорукову и ее 4-х детей бывший муж и отец детей, лишенный родительских прав, 6 лет назад выгнал из занимаемой ими квартиры (но регистрации лишить не мог, так как квартира муниципальная). В настоящее время семья Ликанова-Белоруковой (двое родителей плюс 6 детей, один из которых совершеннолетний, а 10-летний мальчик болен ДЦП с приступами эпилепсии) проживают в г. Твери на съемной 2-х комнатной квартире жилой площадью 21 кв. м., на наем большей площади средств не хватает. Старшие дети Ликанова снимают отдельно. О.Л. Белорукова и ее дети стоят на жилищной очереди г. Твери с 2011 года, однако в связи с регистрацией брака с И.Ю. Ликановым («ухудшение жилищных условий») из очереди их могут исключить. Ситуация безвыходная. При этом в Твери ведется большое коммерческое жилищное строительство – при средней стоимости кв. метра 56 тысяч рублей, что иначе как преступным монопольным беспределом назвать нельзя. Неудивительно, что множество построенных квартир стоят непроданными. Губернатор Тверской области И.М. Руденя несколько раз давал устные поручения решить жилищную проблему семьи Ликанова, но ничего не решалось.
2. Лебедева Дарья Леонидовна, трое детей 18, 6 и 5 лет и внучка 10 месяцев. Лебедева Д.Л., 1984 г.р. – сирота, выпускница детского дома, которой в нарушение закона не выдали жилье. Семья до сих пор прописана/зарегистрирована в доме, сгоревшем в 2013 г. по адресу: Калужская область, Малоярославский р-он, д. Панское, ул. Центральная, д. 52. С тех пор – по съемным квартирам, на данный момент Лебедева Д.Л. тоже проживает вместе с тремя детьми и внучкой на съемной квартир. Никаких жилищных перспектив власти Калужской области семье не предлагают.
3а. Молчанова Валентина Степановна, мать троих детей 27, 21 и 15 лет, муж которой и отец детей – сотрудник органов внутренних дел Молчанов Владимир Викторович скончался в 2005 г. в результате заболевания, полученного при исполнении служебных обязанностей. Семья с 2001 г., в течение 17 лет, живет в Москве в общежитии Московского университета МВД без постоянной регистрации; другого жилья нет. После кончины отца семейства семью не выселяют исключительно благодаря человеческому отношению руководства органов внутренних дел. Все обращения в Правительство Москвы с просьбой узаконить пребывание этих москвичей в столице – безрезультатны. Ситуация тупиковая, а по-человечески совершенно дикая. Способ разрешения ситуации не прописан ни в одном из нормативных актов РФ.
3б. В аналогичной ситуации после развода с военнослужащим – отцом детей, ограниченным в родительских правах за способы обращения с ними, оказалась три года назад многодетная семья (5 несовершеннолетних детей) Ирины Владимировны Терехиной, которую Министерство обороны РФ через суд выставило на улицу из московского общежития Академии Генерального штаба. «Вопрос Министру обороны: может ли защитить Россию Министерство обороны, способное на такую агрессию в отношении детей?», - из заявления РОО «Право ребенка», 01.02.2015.
4. Ляхова Елена Владимировна – инвалид I группы, имеющий право на льготную очередь и на дополнительную площадь для сопровождающего лица; ее дочь Ляхова Ксения Станиславовна и внучка 2 лет , Москва, живут в комнате 11,9 кв. м. Многолетнее издевательство над людьми московских властей в лице Департамента городского имущества. Последний ответ-отписка заместителя главы Департамента Щербакова И.А., в отношении которого ведется уголовное расследование по факту приобретения им в июне 2016 г. за 4,5 млн. руб. (по личному разрешению Мэра Москвы Сергея Собянина) и через полтора месяца перепродажи за 21 млн. руб. квартиры в доме на просп. Вернадского, предназначенном для московских переселенцев из аварийного жилья (подтверждающие документы Л.М. Алексеева передала В.В. Путину на встрече Совета по правам человека с Президентом РФ 8 декабря 2016 г.).
5. Никифорова Татьяна Аркадьевна , мать троих детей – сына 18 лет и двух дочерей 9 и 8 лет, урожденная г. Щелково Московской области. После развода в 2015 г. с отцом детей вынуждена была выехать из его дома вместе с дочерьми (сын остался с отцом) и с тех пор все трое скитаются по углам у друзей и знакомых. Также муж подал в суд иск о лишении бывшей жены постоянной регистрации в его доме, все законно – иск был удовлетворен, Т.А. Никифорова стала «юридическим бомжем», то есть перестала считаться жителем Московской области, в которой жила всю жизнь. Никаких вариантов предоставить крышу над головой матери и двум девочкам власти района не предлагают, и не могут предложить при современной политике жилищного строительства в области, ориентированной исключительно на сверхдорогое коммерческое строительство для небедных людей других регионов РФ и ближнего зарубежья.
6. Шпак Ольга Алексеевна, мать троих детей 13, 11 и 7 лет; сын 11 лет – тяжелый инвалид с диагнозом, дающим право на льготную жилищную очередь, прожив. г. Люберцы Московской области. После развода в 2014 с отцом детей все четверо живут в комнате 19 кв. м. 2-х комнатной квартиры, в другой комнате которой живет бывший муж с новой женой и 4-летним ребенком. Острейшая потребность разъехаться, а также улучшить жилищные условия. Администрация г. Люберцы вопреки требованиям закона неуклонно отказывает в постановке семьи Шпак О.А. на льготную очередь.
Ситуация эта столь же тупиковая, как и во всех названных случаях, как и для сотен тысячах других семей Москвы, Московской области, других субъектов РФ, к судьбе которых Сергей Собянин, Андрей Воробьев и т.п. глубоко безразличны. Какое уж тут милосердие? Они и слово это давно забыли.