Рус
Eng

Правозащитник: суд над «Мемориалом»* оскорбит память Сахарова

Правозащитник: суд над «Мемориалом»* оскорбит память Сахарова
Правозащитник: суд над «Мемориалом»* оскорбит память Сахарова
1 декабря 2021, 14:41ОбществоФото: Фото Соцсети
Известный российский правозащитник Борис Альтшулер призвал власти страны прекратить преследование Общества «Мемориал»

Председатель Правления РОО «Право ребенка», член Московской Хельсинкской группы Борис Альтшулер написал письмо Президенту Путину по поводу предстоящего через две недели нового судебного заседания по ликвидации Общества «Мемориал». Копии этого письма автор направил Председателю Верховного суда Лебедеву, Генеральному прокурору Краснову и Председателю Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ Фадееву. В письме известного правозащитника говорится:

Уважаемый Владимир Владимирович!

14 декабря с.г. – 32-я годовщина смерти Андрея Дмитриевича Сахарова, и на этот же день Верховный Суд РФ назначил рассмотрение иска Генерального прокурора РФ о ликвидации Общества «Мемориал», одним из основателей которого был Сахаров. Искренне надеюсь, что Верховый Суд РФ не оскорбит память о нашем великом соотечественнике позитивным ответом на названный иск Генеральной прокуратуры РФ. Разумеется, было бы еще лучше, если бы Игорь Краснов отозвал свой иск еще до 14 декабря. Об этом его просила Московская Хельсинкская группа (МХГ), а также два ныне здравствующих российских лауреата Нобелевской премии мира Михаил Горбачев и Дмитрий Муратов.

Но речь сейчас идет не только об исторической памяти, и в этом основной посыл данного письма, включая и конкретные предложения в конце. Вопросы ликвидации Международного общества «Мемориал», равно как ликвидации ПЦ «Мемориал», подавления других НКО, остро критикующих недостатки в работе правоохранительной системы РФ, затрагивают главную проблему современного государственного строительства Российской Федерации, срочное решение которой необходимо для обеспечения национальной безопасности и стабильного будущего России. Это проблема неэффективности надзора за деятельностью правоохранителей (МВД, СКР, ФСБ, прокуратура, ФСИН, Росгвардия и т.п.) в сочетании с фактическим отсутствием независимости судебной ветви власти.

Правоохранительная система – несущая конструкция любого государства, и если она прогнивает изнутри, последствия бывают катастрофическими.

Об эпизодах злоупотребления должностными полномочиями в форме пыток в местах лишения свободы, при дознании и следствии Вы знаете лучше меня. Но пытки – это частность, хотя и страшная, вопиющая. Результатом бесконтрольности и безнаказанности следователей, а также повсеместного пренебрежения принципом независимости суда, стала лавина фабрикаций уголовных дел, захлестнувшая страну. Жертвами становятся и дети. Да, 14-летние подростки приклеили на здании ФСБ города Канска Красноярского Края листовку с обидными для властей словами «Вы жируете – мы нищаем», теперь им грозит до 10 лет лишения свободы. Дело Ярослава Иноземцева (Волгоград) и т.д. – Костромская, Саратовская, Тверская, Тюменская области, Красноярский край, Крым, Сахалин. Информация поступает в РОО «Право ребенка», Гражданский правозащитный проект «За права человека», другие НКО.

Знаковым случаем фабрикации обвинения с использованием показаний несовершеннолетнего является дело Юрия Дмитриева, осужденного на 13 лет заключения на основании допросов 12-летней девочки, когда две женщины - психолог и следователь самым жестоким образом надругались над психикой ребенка и сами сочинили её показания. Видео-фиксация и другие свидетельства этого преступления правоохранителей есть в материалах дела, если, конечно, их беззаконным образом не уничтожили.

Юрий Дмитриев расследовал преступления сталинской эпохи в Карелии, суд несколько раз его оправдывал, но заказ на расправу с ним, очевидно, был очень высоким, и вот – 13 лет заключения. Это дело трагическим образом перекликается с сегодняшней попыткой расправы с «Мемориалом». Окопавшиеся в правоохранительных органах «наследники Сталина» (пользуясь выражением Евгения Евтушенко) – вот реальная угроза нашей стране.

Но вышедшие из-под надзора правоохранители – это также беда для всех граждан Российской Федерации. Мы каждый день слышим и читаем о неудержимом росте цен на самое необходимое (отсюда и растущая бедность, и новая демографическая яма); но ведь именно правоохранители саботируют исполнение Ваших прямых поручений о борьбе с картелями, с монопольным завышением стоимости жилья, строительных материалов, продуктов питания, лекарств… Аналогично с убивающем экономику страны «крышеванием» бизнеса «силовиками» - сколько было про это поручений, но нет на них управы.

Прошу Вас рассмотреть предлагаемые в приложении срочные меры, направленные на повышение ответственности правоохранителей, а также на обеспечение независимости судебной ветви власти.

С уважением, Борис Альтшулер

***

Приложение:

Три блока предложений, направленных на введение в цивилизованное русло правоохранительной и судебной систем России.

Эти предложения – результат обсуждений с друзьями-правозащитниками и юристами - членами МХГ, отчасти они перекликаются с позицией Генерального прокурора РФ Игоря Краснова, а также учитывают важное предложение бывшего министра МВД России Рашида Нургалиева.

1. Кардинальное усиление прокурорского надзора за следствием.

В СССР и первые 15 лет Новой России следствие и надзор за законностью следствия находились в одном ведомстве – прокуратуре, что, очевидно, обнуляло эффективность надзора. Создание в 2006 г. Следственного комитета России (СКР) позволило разрубить этот гордиев узел конфликта интересов – следствие было, наконец, выведено из прокуратуры.

Беда, однако, в том, что одновременно законодатель практически обнулил надзорные полномочия прокуратуры. Приказы Генерального прокурора РФ об усилении прокурорского надзора при действующем законодательстве не реализуемы. Необходимы существенные изменения и дополнения в Уголовно-процессуальный кодекс РФ и в Федеральный закон от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». Разработать пакет таких изменений и дополнений – нетрудная задача для специалистов, могут это сделать и юристы МХГ и/или Совета по правам человека.

2. Реформа Служб собствненной безопасности (ССБ) МВД России, Следственного комитета России и Федеральной службы безопасности России.

Кто, какие органы будут на практике, в том числе по представлениям прокуратуры, осуществлять мероприятия по выявлению, доследственной проверке и предварительному расследованию эпизодов беззакония, допускаемого сотрудниками полиции, СКР, ФСБ, ФСИН, прокуратуры, Росгвардии и в работе судов? Предлагаемый ответ на этот вопрос призван исключить как кумовство местного уровня, так и защиту ведомственной «чести мундира». Конкретно предлагается:

2.1. Все три ССБ (МВД, СКР и ФСБ) переподчинить исключительно центральным аппаратам этих ведомств, чтобы даже начальники соответствующих управлений субъектов РФ не знали, кто за ними следит, и чтобы сами расследования не спускались на региональный уровень, а осуществлялись силами центрального аппарата МВД, СКР, ФСБ. Такую реформу ССБ МВД России, исключающую кумовство регионального уровня в вопросах борьбы с коррупцией в самом МВД, предлагал в 2009 году тогдашний министр МВД Рашид Нургалиев. К сожалению, это не было поддержано его коллегами по руководству МВД.

2.2. Законодательно наделить Службы собственной безопасности МВД, СКР и ФСБ полномочиями и обязанностями по осуществлению ОРД, дознания и предварительного расследования в отношении нарушений законности в смежных ведомствах, учреждениях ФСИН, органах прокуратура и в процессе судопроизводства. К примеру, жалобу на применение пыток следователями СКР должны по представлению прокуратуры проверять и расследовать следователи МВД либо ФСБ, и т.д. Такая практика позволит исключить сокрытие преступлений ради пресловутой ведомственной «чести мундира».

3. Обеспечение независимости судопроизводства, защита судей от незаконного внепроцессуального давления.

В дополнение к известным мерам, направленным на решение этой важнейшей задачи государственного строительства в Российской Федерации, предлагается, на основании мирового опыта, учреждение Всероссийской «горячей линии» для судей, по которой судьи, ведущие конкретные процессы, а также председатели судов, обязаны немедленно (в течение установленного законом весьма короткого времени) сообщать о каждой попытке оказания на них незаконного давления.

Закон должен установить суровые санкции (до пожизненной дисквалификации) в отношении тех судей и председателей судов, которые пренебрегли этой обязанностью и своевременно не сообщили по «горячей линии» о попытке незаконного давления. Принимающим оператором сигналов «горячей линии» может быть, например, целевой отдел Судебного департамента при Верховном Суде РФ, который в свою очередь полномочен и обязан передавать полученную информацию для проверки и расследования в МВД, СКР либо ФСБ. К примеру, если поступила жалоба судьи на незаконное давление в деле, где обвинение представлено Следственным комитетом России, то рассмотрение, и при необходимости расследование, жалобы осуществляется МВД либо ФСБ, и т.п.

***

Дополнительные материалы по теме:

*Признан иноагентом в РФ

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter